С коронавирусом наедине: амбулаторные больные в Хабаровске чувствуют себя брошенными

 «Вторая волна» коронавируса накрыла Хабаровск. Число заболевших стремительно растёт. Скорую помощь люди ждут часами. Дозвониться до поликлиник практически невозможно. Дождаться врача на дом  - большая удача. 

Соцсети и городские паблики пестрят жалобами и историями заболевших хабаровчан. Их действительно немало. Достаточно зайти на официальный аккаунт краевого минздрава в Инстаграм и почитать комментарии под любым постом о коронавирусе.

С коронавирусом наедине:  амбулаторные больные в Хабаровске чувствуют себя брошенными
Фото: pixabay

Спасать бы рад…

- Вызвала врача на дом в понедельник 02.11.2020 в 8 утра в поликлинике номер 11 на Суворова, не пошла на работу. На настоящий момент 05.11.2020 врач не пришёл и не позвонил. Завтра уже пятница, моё состояние не только не улучшилось, оно явно ухудшается, лечения мне никакого не назначено, больничный лист не открыт. Мои ежедневные звонки в поликлинику уже ничего не дают, - взывает о помощи karuselle.

- В медицинских учреждениях коллапс, а такое ощущение, что вы этого не видите, в поликлиниках один за другим терапевты уходят на больничные, тесты по 10 дней делаются (если их вообще берут), на приёме по три часа сидишь. Скорые по 15 часов люди ждут. Предпримите уже какие-то действия по увеличению медицинских ресурсов, - призывает пользователь alisakhab.

И подобных обращений десятки. Спешу успокоить. В правительстве края не прячут голову в песок. Оперативные штабы проходят с завидной регулярностью. Да и смелости признать существующие проблемы хватает.

- Сегодня от жителей края поступает много жалоб на работу системы здравоохранения. Перегружены поликлиники, зачастую часами невозможно дозвониться в медучреждение. Врачи, медсёстры, бригады скорой помощи трудятся в круглосуточном режиме, - справедливо отметил и.о. заместителя председателя правительства Хабаровского края Евгений Никонов.

Очередь в одной из поликлиник города. Фото: @mzdrav27

Попытки исправить ситуацию предпринимаются. Например, открыта «горячая линия» по коронавирусу, оформить вызов врача можно на специальном сайте, брошены на передовую студенты-старшекурсники медуниверситета и медицинского колледжа. Новости с заседаний оперативного штаба всё больше напоминают сводки с фронта.

- Нам поступили дополнительные заявки на 105 медицинских сестер. В 3 и 11 поликлиники пришел работать 21 волонтер. Ресурс ординаторов почти исчерпан, остался 31 человек, которых сегодня распределят в соответствии с заявками от медицинских учреждений. Но заявок поступило гораздо больше: в крае не хватает порядка 170 врачей-стажеров. Сейчас прорабатываем вопрос трудоустройства студентов старших курсов. Дополнительно вышли для оказания медицинской помощи 22 преподавателя, 73 уже трудятся в поликлиниках и больницах края, - рассказывает на заседании оперштаба ректор ДВГМУ Константин Жмеренецкий.

Появляются новые койки и в ковидных госпиталях. Вот только матрасы для них есть не всегда. Невольно вспомнился пост благодарности от 19 октября этого года в Инстаграм - аккаунте 10 городской больницы, которая работает в режиме ковидного госпиталя еще с «первой волны». Сотрудники больницы поблагодарили неравнодушную женщину Татьяну Давыдову за то, что в условиях коечного дефицита, она организовала сбор средств и закупку для медучреждения раскладушек, 70 матрасов, воды и туалетной бумаги.

Матрасы для ковидного госпиталя. Фото: @hgkb10

Бывшие и потенциальные пациенты отреагировали на сообщение мгновенно – а где всё это время было министерство здравоохранения края?

 - Да и в первую пандемию врачи работали на износ, а вот кровати были смешные, я лежала на кровати сетка была тряпками привязана к кровати. Неужели Минздрав не знал? Знал, мы звонили и жаловались, что так больные не должны лежать, а как кормили, просто ужас. Низкий поклон врачам 10 больницы, за то, что они в таких условиях делают невозможное, - комментирует пост annasvinarenko.

Кстати, жалоб на стационарное лечение у хабаровчан нет. Напротив, горожане отмечают чуткое и внимательное отношение сотрудников всех ковидных госпиталей к поступившим на лечение пациентам. Кого волнуют матрасы, когда на кону здоровье, а зачастую – жизнь? Гораздо важней профессионализм тех, кто тебя лечит.

Оказаться внутри

Впрочем, легко рассуждать о системе со стороны. Совсем другое дело – оказаться внутри. Не нужно искать очевидца, когда им становишься ты сам. На сегодняшний день мой статус – контактный. В соседней комнате, на диване, «выплёвывает» легкие муж. Диагноз - двусторонняя коронавирусная пневмония.

Тест на коронавирус был сдан им 19 октября. Оказалось, что он был готов в тот же день. Однако о том, что результат положительный, мы узнали лишь 23 октября, когда муж сам позвонил в поликлинику. Нас сразу взяли на учёт. Меня и детей как контактных.  Предупредили, что раньше 28 октября мазок на анализ у меня не возьмут. Некому, врачи болеют. И всё. На этом наше общение с поликлиникой практически закончилось.  

 Зато скорая помощь приезжала к нам трижды, начиная с 24 октября.  Ещё в первый раз врачу бригады не понравились шумы в лёгких у мужа. Рекомендовали сделать КТ. Причем ехать надо было самостоятельно, в общественном транспорте или на такси. Это при положительном анализе на коронавирус. К утру, с температурой в районе 39, сил куда-то ехать у него просто не осталось.

 Во второй раз ждали скорую помощь весь день: с 9.00 до 23.00. Мужа забрали на госпитализацию. Однако по пути выяснилось, что вести его некуда -  свободных коек в ковидных больницах просто нет. Спасибо бригаде, принявшей решение сделать хотя бы КТ. Уже ночью мужа привезли на известную теперь всему городу ул. Промышленную. Через пару часов, когда снимок был сделан, он всё же вынужден был вызвать такси, чтобы вернуться домой и элементарно поспать. Сидеть всю ночь на стуле с воспалением лёгких под силу не каждому.

Утром на электронную почту пришёл результат – двустороннее ковидное воспаление лёгких. И мы вызвали скорую помощь в третий раз. В результате именно врачи бригады назначили мужу антибиотики и выписали рецепт, оставив на амбулаторное лечение дома.

С детьми всё оказалось проще. Они переносят болезнь легко. Из четырёх двое жаловались на потерю обоняния. У младшей дочери сутки держалась температура 39. Врач детской поликлиники в спецодежде пришла на вызов уже на следующий день, 24 октября, проконсультировала, взяла мазки на анализ. Результат, правда, пришлось подождать. Через 8 дней он, наконец, озвучен – положительный.

Что касается меня, то я в полной мере ощутила себя человеком - неведимкой. Результат теста, взятого 29 октября, жду до сих пор. За это время я пережила чудовищные боли во всём теле, проблемы с дыханием, когда каждый вдох отзывается острой пронзающей болью. Через 5 дней она перешла в область сердца, у меня онемела правая рука. И, теперь я представляю, что чувствует выброшенная на берег рыба.

Ни таблеткой единой…

 В Хабаровском крае заработала «горячая линия» по коронавирусу. На звонки заболевших диспетчеры отвечают круглосуточно. Вот только ответить они могут далеко не на все вопросы. 

Работа "горячей линии" по коронавирусу. Фото: @mzdrav27

Что, например, можно сказать человеку, которому назначены антибиотики, а найти их в хабаровских аптеках задачка ещё та? Их просто нет. Поверьте, человеку, которому жизненно необходим препарат сейчас, а не завтра, всё равно, что директор КГБУ «Фармация» Денис Улыбышев  уже уволен за то, что отказался закупать антибиотики ещё летом. Он, к слову, не согласен с тем, что именно его действия привели к дефициту лекарств.

Решить проблему правительство края пообещало к началу ноября. В хабаровские аптеки уже 2 ноября должен был поступить препарат ОАО «Дальхимфарм» левофлокссацин, применяемый при лечении коронавирусной пневмании.

Краевым минздравом  определён и порядок выдачи бесплатного лекарства амбулаторным пациентам с коронавирусом. На это Хабаровскому краю выделено ещё около 50 млн рублей. К доставке лекарств планируется привлечь волонтёров. Делать назначение и выписывать бесплатный рецепт будет лечащий врач. И вот тут возникает вопрос – как быть тем, кто так и не дождался лечащего врача?

Да, нас с мужем взяли на контроль. Но с 24 октября никто из поликлиники не звонил, не интересовался состоянием нашего здоровья. Для того, чтобы сообщить диагноз, поставленный врачом скорой помощи, пришлось дозваниваться до медучреждения два дня! Участковый терапевт не вышел на связь ни разу. Все назначения супругу сделал врач скорой помощи. Он же выписал рецепт на антибиотики. Единственными медработниками, вхожими в наш дом, стали люди в спецкостюмах, по какому-то своему графику приходящие за очередными мазками ко всем членам семьи, кроме меня. Осмотр они не проводят, консультаций не дают, рецептов не выписывают. Но, учитывая, что сейчас существует трудность и с забором мазков – мы просто счастливчики.

Не надо паники

Мы – пациенты, безусловно, хотим внимания и сочувствия со стороны медработников. Оказывается, они хотят от нас того же.

 - Уважаемые пациенты! Просим вас не паниковать, если вы на б/л, пожалуйста, лечитесь, выполняйте рекомендации, на надо занимать линию телефона и атаковать Директ с вопросами: когда приедет врач, какой у меня тест, можно ли ходить в магазин, а можно мне начать пить то или иное, я сижу в очереди к терапевту и боюсь заболеть, долго сижу в очереди нет времени, откройте б/л в Директ и прочее. Каждый из вас под контролем, если сегодня к вам врач не пришёл, он обязательно придёт завтра. – Такое обращение оставили в своём Инстаграм-аккаунте медработники городской поликлиники 16 Хабаровска. Судя по тому, что краевой минздрав выложили пост в сторис на своём официальном аккаунте, под ним подписались бы и сотрудники других городских поликлиник.

Очередь в одной из поликлиник города. Фото: @mzdrav27

К несчастью, проблема в том, что пациенты и врачи смотрят на одни и те же вещи по-разному. Люди обрывают телефоны от безысходности. Они хотят, да и имеют полное право знать, что с ними происходит. Мы не врачи, оценить своё состояние объективно можем не всегда. Впрочем, сделать это по телефону, не всегда под силу даже докторам.

 - А не надо ориентировать на то, чтоб стало лучше. Надо ориентироваться, чтоб не стало хуже, - вот такой любопытный совет от сотрудника медучреждения получила лично я по телефону горячей линии поликлиники № 3. Что ж, может она и права?

Кушайте овощи

 Через несколько дней после начала карантина мне резко стало хуже. На фоне низкого давления, температуры тела 35, нехватки кислорода, онемения руки и полного непонимания, что делать дальше, я позвонила на «горячую» линию по коронавирусу.

Надо отдать должное, ждать не пришлось. На звонок ответили сразу. Узнав, что жалуюсь на ухудшение состояния, передали трубку практикующему врачу. Выслушав, доктор сделала вывод, что, судя по симптоматике, воспаление лёгких у меня возможно. Но, поскольку нет температуры, скорая ко мне не поедет. Я спросила, как мне тогда сделать КТ. После недолгих раздумий мне предложили позвонить всё на ту же Промышленную и договориться сделать процедуру платно. Узнав, что я многодетная мать и позволить себе сейчас такой роскоши не могу, дали телефон очередной «горячей линии», на этот раз моей поликлиники. Там, утром, я должна была настоять, чтобы меня записали на снимок, а после сразу провели осмотр и  сделали  назначения в зависимости от его результата. Заметьте, ключевое слово – настоять. А пока, кушайте овощи и пейте витамины, сказали мне.

Утром я позвонила в поликлинику. И вот тут поняла, что сделать КТ бесплатно и быстро не так-то просто. Всё, на что можно рассчитывать - «лист ожидания». Тем более, что пневмонии без температуры не бывает, уверяли меня по ту сторону телефонной трубки. И опять – пейте противовирусное и кушайте овощи.

Есть ещё один, более короткий путь попасть на СКТ  - через скорую помощь. Правда для этого придётся соврать, что ты при смерти и с высокой температурой. Многие так и делают. В результате - крик души врача скорой помощи, мгновенно разлетевшийся по соцсетям:

 - Скорая помощь - это помощь, а не аптечка по вызову и консультативная служба на колёсах. Что мы-то вам сделаем при температуре? Назначим лечение? Нет. Выдадим справку о болезни? Нет. Больничный лист? Снова мимо. Мазок на ковид? Опять не угадали. Вам единственное, что порекомендуют - это обратится в поликлинику!

Вот мы и вернулись к началу пути. Складывается ощущение, что получить помощь без положительного анализа на кронавирус вообще невозможно. Даже дозвонившись до поликлиники и сказав, я  - контактный, мне стало хуже, не могу дышать, ты слышишь в ответ - ждём результат. А если завтра некому будет ждать?

В ожидании приёма врача. Фото: @mzdrav27

И вновь комментарии в официальном Инстаграмм - аккаунте краевого минздрава.

 - Вызвать врача на дом невозможно. Вторые сутки жду. Поэтому и смертность большая, и много осложнений. Нет своевременного лечения, - пишет natalija.tarasenko.

 - Такая же история, сижу с тестом дома и не могу добиться терапевта только для открытия больничного. Лечимся сами, тесты делаем сами. Так хоть больничный откройте. Звонила на все горячие линии, писала на все сайты. ТИШИНА. - Вторит ей _irina_gavriushchenko.

- Ещё одну мульку придумали? как обмануть людей)) ага пишите на сайт)) неделю врача не могу дождаться)) врачей нет, хватит врать! - Возмущается vidyaevaoiga.

- Ко мне врачи с 21.10 так и не приехали ))) хоть миллион заявок оставь, ехать то некому, - соглашается с ней shikovan80.

 - Полный провал в Минздраве, наглядно видно организацию  работы в сложный период, - высказывает мнение emavit2018.

 - С первой волной не так страшно было, как сейчас. Переносится тяжелее, осложнения и врача не дождаться, лекарств нет, в больнице мест нет. Хоть ложись и умирай. – Пишет svetlanakms6.

 Человек, оставленный на амбулаторное лечение или на карантин дома, оказывается в полнейшей изоляции от нашей системы здравоохранения. Он чувствует себя брошенным. И к врачам-то вроде претензий нет. Помогут и подскажут, если вам, конечно, повезёт хотя бы дозвониться до поликлиники. Если нет…Бог в помощь. Или соцсети и переболевшие знакомые.

Сегодня 7 ноября. Вчера был последний день моего 14-дневного карантина. Когда будет готов мой первый и единственный пока анализ  - ответить не берётся никто. Как никто до сих пор не взял на себя ответственность за мой диагноз и назначение лечения. Что ж, не теряем надежды - продолжаем звонить. И, конечно, кушаем овощи.

Сюжет:

Коронавирус: советы, помощь, опыт