По следам военного транспорта «Манджур»: новый вызов стихии Максима Харченко

Больше 400 километров на сапе по морю - легко!

Больше 400 километров на сапе по морю - легко!
Автор фотографий - Маргарита Кузнецова

Вся жизнь известного путешественника из Приморья Максима Харченко сплошное испытание себя. Он без сомнений бросает вызов стихиям и своим страхам, с каждым разом становясь все сильнее и выносливее. На этот раз после продолжительного отдыха неугомонный экстремал отправится в «SUP экспедицию» по пути следования военного транспорта «Манджур». Не простой путь колумба дальневосточной земли займет около 480 километров или более двухсот морских миль. Начнется путешествие в заливе Святой Ольги.  

Новое начало пути

Свою девятую по счету экспедицию Максим назвал: «Основать Владивосток». В качестве основного средства передвижения будет использоваться современный SUP-борд, специально разработанный для туризма, путешествий и экспедиций.

Автор фотографий - Маргарита Кузнецова

Если все свои одиночные походы так или иначе были связаны с именем Геннадия Невельского, его автобиографической книгой: «Подвиги русских морских офицеров на Крайнем Востоке России» и теми географическими открытиями, которые совершил Невельской и его боевая команда в нашем регионе, этот будет отличаться тем, что пройдет в родном крае экстремала.

Маршрут экспедиции запланирован по пути следования военного транспорта «Манджур» вдоль побережья Японского моря, через бухты Святого Евстафия, Святого Валентина, Святого Преображения. Старт экспедиции состоится на месте остановки транспорта в заливе Святой Ольги. Обогнув мыс Поворотный, путешественник пройдет через пролив Босфор Восточный и достигнет бухты Золотой Рог. Финиш экспедиции состоится у памятника «Памятный знак на месте высадки основателей Владивостока».

Автор фотографий -Маргарита Кузнецова

- Это путь я выбрал не случайно: дело в том, что в этом году Владивосток отмечает знаменательную дату – 165 лет со дня его основания. И моя экспедиция, получившая название «Основать Владивосток» - это возможность отдать дань уважения офицерам российского флота, их мужеству, благородству, а самое главное - упорству, с которым они преодолевали все тяготы и лишения. Они заложили военный пост Владивосток, тем самым открыв России выход к Тихому океану. В этом и заключается главная цель экспедиции, - объясняет цель своего одиночного похода Максим Харченко.

В отличие от прошлых путешествий, в этом наш герой проведет эксперимент. Суть его заключается в ежедневной фиксации его впечатлений: перед сном он будет отправлять голосовые сообщения в WhatsApp секретарю Приморского краевого отделения Русского географического общества, описывая наиболее интересные события дня, произошедшие с ним, а также свое самочувствие и настроение.

Автор фотографий - Маргарита Кузнецова

- Разумеется, мгновенной отправки этих сообщений не произойдет, - продолжает Максим. - Однако, как только я продолжу свой маршрут и мой телефон установит соединение, эти сообщения будут переданы Маргарите, секретарю Приморского отделения РГО, которая затем опубликует заметки на веб-сайте. Что любопытно, она также отправит их проректору тихоокеанского медицинского университета, который вместе со студентами проанализирует все сообщения с помощью специальной программы с использованием искусственного интеллекта. Их цель – обеспечить психологическую поддержку моей экспедиции. Возможно, ИИ сможет распознать признаки депрессии в моих сообщениях и предоставит рекомендации. Эти рекомендации будут отправлены мне, и, если мне удастся их получить, я приму их к сведению.

Вероятно, в будущем эти наработки пригодятся кому-то из студентов при подготовке собственных исследований. Это будет практический материал по психологическому сопровождению путешественника в экстремальных ситуациях.

В рядах СВО

После завершения лыжной экспедиции «По следам адмирала Невельского. Залив Дуэ», охватившей 400 километров за 23 дня, прошло целых три года, и это длительное время не было периодом бездействия.

В июле 2022 года Максим наткнулся на репортаж, где глава Приморского края, Олег Кожемяко, инициировал формирование добровольческого батальона «Тигр» для участия в специальной военной операции. Это воинское подразделение тактического назначения формировалось из жителей края. Первой мыслью исследователя Дальнего Востока было то, что, если бы русский офицер Геннадий Невельской был жив, он бы немедленно присоединился к этому батальону.

Максим осознал, что, следуя по его стопам и преодолевая огромные расстояния в экспедициях, настала и его очередь испытать, как говорится, военные действия. В зону СВО он отправлялся с патриотическим настроением. Во время выполнения очередной боевой задачи исследователь и геолог по образованию был тяжело ранен.

- Осколок величиной с косточку от персика пробил мне колено, я остался жив только благодаря мужеству своих боевых товарищей. Долго восстанавливался и буквально учился ходить заново, – с волнением вспоминает Максим.

Автор фотографий -Маргарита Кузнецова

С минимальными рисками

Теперь у него достаточно сил и энергии, чтобы продолжить свои исследования. Надо сказать, работать над собой, укреплять себя физически путешественник стал с малых лет, когда мама привела его маленького за руку в секцию альпинизма и скалолазания.

- Никогда не забуду, как мама в детстве отдала меня в секцию альпинизма и скалолазания, и с тех пор я тренируюсь постоянно. Независимо есть экспедиция или ее нет, есть ли у меня серьезная травма или нет. Поэтому в форме я держу себя постоянно. Но когда приближается поход, начинаю тренироваться с минимальными рисками, чтобы не травмироваться. Примерно за два месяца до экспедиции я активно занимаюсь укреплением мышц и суставов, уделяя особое внимание своим ощущениям. Очень внимательно к себе прислушиваюсь. У меня есть неизменный девиз: «Тренировку никто не отменял!», – бойко рассказывает экстремал.

Максим убежден, что ему несказанно повезло быть жителем Владивостока. А городу повезло, что у него есть остров Русский, а на него сделали мост.

- Острову удалось отчасти сохранить свою первозданную красоту, оставшись в стороне от воздействия современной жизни. Здесь можно найти множество старинных дорог и троп, созданных в царские времена, когда остров превращали в укрепленный форпост Владивостока, возводя крепость. Это идеальное место для тренировок на сапбордах и велосипедах, благодаря наличию прекрасных спусков и живописных видов. Великолепные пейзажи делают это место особенно привлекательным, - делится Максим.

Снаряжение готово и ждет своего часа фото: героя материала

Без сахара и лишней воды

В этом походе питание существенно не изменится по сравнению с предыдущими. В своих экспедициях по Хабаровскому краю Максим обычно брал с собой небольшой запас сыровяленого куриного мяса. Также входили: зеленый чай, нерафинированный сахар, макароны из цельнозерновой муки и китайский соевый соус с ароматом краба и креветок.

- В этот раз решил пойти без сахара, провести эксперимент. Уже год сахар в прямом виде не употребляю. Сахар заменят мне сухофрукты (изюм, курага). Также решил попробовать специальную еду для путешественников - отечественного производителя «Кронидов». Консервы мясорастительные стерилизованные в мягкой упаковке, которые нужно только разогреть, - рассказывает Максим.

В качестве одежды у путешественника будет также комплект экипировки для удобного сплава на сапборде и набор вещей для ночного отдыха и пребывания на берегу.

Готовить спортсмен собирается на берегу, используя газовую горелку, а если будет непогода, то в палатке.

- С каждой экспедицией анализируешь свой опыт и пересматриваешь список необходимых вещей. Чем легче ноша, тем выше скорость передвижения. Все лишнее должно остаться за порогом. Каждая минута путешествия на сапборде посвящена не поиску недостающего, а избавлению от избыточного ради увеличения скорости. Это задача не из легких. Собираясь в очередное плавание, я формирую стандартный комплект, но постоянно задаюсь вопросом, от чего можно отказаться, - делится приморец.

Главное препятствие

Если с питанием и экипировкой все продумано до мелочей, основное волнение вызывает то, что может произойти с Максимом в дороге. В прошлой экспедиции приморский смельчак ждал встречи с дикими зверями и, заметив их издали, не боялся действовать на опережение: громкими хлопками отпугивал хищников. Случалось, медведи вплотную приближались к его палатке, порой бесцеремонно играя котелком, обнюхивая сапборд, а путешественнику в ужасе оставалось лишь замереть.

- Сейчас же самое главное препятствие для меня - это господствующий встречный юго-восточный ветер, который у нас дует летом. Когда я покину залив Святой Ольги, он станет встречно-боковым. На меня будет идти волна. Остается надеяться, что, просыпаясь на рассвете, пока ветер еще не усилился, а море спокойно, я смогу продвинуться вперед. Постараюсь использовать утренние часы до восхода солнца для преодоления части маршрута. В море страшно всегда, метр от берега отошел - уже страшно. Нужно быть всегда наготове, чувствовать малейшее изменение ветра. Самое главное не прозевать его порывы, может в любой момент отнести в открытое море, – подчеркивает приморский экстремал.

Максиму предстоит бороться с ветром на всем пути. В планах проходить 100 километров в неделю. Весь путь займет предположительно 470-480 километров или более двухсот морских миль.

- Всего, ожидается, что я буду путешествовать до пяти недель. Вдоль маршрута планирую разбивать лагерь у воды, на побережье. Преимущество Приморья в обилии бухт, особенно в его южной части, где я буду передвигаться на сапборде. Почти в каждой бухте есть небольшой источник воды. В Хабаровском крае, где бухты встречаются редко и не всегда имеют ручей, приходилось нести с собой запас в 10 литров воды. Здесь же, можно немного облегчить ношу и взять, например, пять литров, на случай непредвиденной высадки на скалистом берегу. Разнообразие бухт означает и обилие мысов, каждый из которых таит в себе уникальную историю. Ветровые и гидрологические условия могут везде сильно отличаться. Если с первого раза не удастся обойти какой-либо мыс, я разобью рядом лагерь, чтобы рано утром, когда ветер утихнет, предпринять новую попытку. Именно так я обычно преодолеваю мысы. Точное количество остановок пока назвать не могу. Город Находка находится примерно в середине маршрута, и там у меня будет возможность отправить отснятые фото- и видеоматериалы.

Мама Максима фото героя материала

Поддержка мамы важна

А пока Максим ежедневно тренируется и оттачивает свое мастерство. Мама путешественника, Вера Александровна, поддерживает его во всех начинаниях. Она даже сопровождает его в непродолжительных походах.

- Мама с пониманием отреагировала на мое заявление об очередной экспедиции, но спросила: «Таких скальных стен, которые были в Хабаровском крае, не будет?». На что я ответил не будет, тогда она выдохнула. Успокоил ее, что и мобильная связь будет на этот раз чаще, - улыбается приморец.

В путь путешественник отправится уже в конце мая-начале июня, завершить экспедицию планирует через месяц.

Кстати, все экспедиции Максима Харченко проходят под флагом Русского географического общества и благодаря поддержке аэропорта Хабаровск имени Г. И. Невельского.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру