«Мы чудом успели»: семья из Хабаровского края про первые дни наводнения в 2013 году

Предчувствие или знак свыше?

Солнце, море, пляж. 9 августа 2013 года. Семья из Хабаровского края каждый год ездит в Приморье, где отдыхает «дикарями» - это проживание в палатках на берегу моря. Сначала они планировали пробыть в регионе до 15 августа, но в тот вечер глава семейства неожиданно решил иначе.

- Завтра едем домой! - объявил Павел, отец двух дочерей. Александра, его супруга, попыталась возразить, но после недолгих убеждений семья принялась собирать вещи, и уже утром десятого августа они выехали на трассу до Хабаровска.

- Я не знаю, что произошло с Павлом в тот вечер. Мы читали новости, что сразу на несколько регионов Дальнего Востока идет большая вода, но эксперты в то же время прогнозировали, что это неопасно и ненадолго. Затопило несколько поселений, но спасательные работы уже велись. Мой муж очень любит отдыхать на морском берегу и всегда задерживается там до последнего. Но именно в тот вечер он неожиданно начал собирать вещи и уговаривать нас, что надо как можно скорее добраться до дома, говорил, что плохое предчувствие. И он не ошибся, - начала рассказ Александра, жительница Хабаровского края.

Обычно дорога от поселка Славянка в Приморском крае до Хабаровска занимала примерно девять часов. На этот раз семья добиралась около двадцати часов, стоя в сумасшедших пробках или утопая в лужах после проливного дождя.

- Сначала нас накрыла непогода - из-за ливня пришлось ехать очень медленно. Местами были огромные лужи, и проехать могли не все. Нам повезло, что у нас крупная машина и высокий подъем, поэтому мы с легкостью преодолели эти испытания. Но дальнейший вид нас поразил, - рассказала Александра.

Дальнейшую картину Павел описал как «дорогу среди моря» - вода поднялась да самых краев трассы и чудом ее еще не затопила.

- Как раз устаканилась погода, вода блестела на солнце, из нее торчали деревья. С одной стороны, вид был красивый, но с другой, было очень страшно - буквально полметра влево, и мы утонем. Паша, наверное, никогда в жизни больше не ехал так аккуратно! Мы будто крались, и мой муж внимательно следил за машиной и прицепом, чтобы ни на сантиметр не сходило ничего в сторону. На малейших поворотах мы двигались очень медленно, чтобы прицеп не задел мокрый по краям трассы грунт и не утащил нас под воду.

Навстречу семье ехали маленькие легковые машины, которые уже не пустили в Хабаровский край - трассу местами начала размывать вода. Александре, Павлу и двум дочерям повезло - их машина была довольно крупной и смогла проехать на размытых местах. Несколько часов спустя дорогу полностью закрыли.

- Когда мы приехали в Хабаровск, начали читать последние новости. Писали, что вода прибывает, начало топить и сам город. Сначала мы хотели остановиться на ночевку, ведь Паша был за рулем более двадцати часов без отдыха, но, оценив ситуацию, мы сразу поехали дальше. Нам предстояло преодолеть еще примерно 600 километров, чтобы доехать до своего дома в Солнечном районе.

Примерно в обед 11 августа семья доехала до своего дома. Павел тут же пошел отсыпаться, а Александра начала разбирать вещи, периодически мысленно благодаря мужа за такое неожиданное решение - уехать домой раньше на шесть дней.

- 12 августа в Хабаровске ввели режим ЧС, немного позже в Комсомольске-на-Амуре. Мы чудом успели проехать! Насколько мне известно, некоторые стояли на трассе между городами около двух недель, ждали, когда уйдет вода. Нашего района наводнение не коснулось. Читали новости, скидывались местными жителями деньгами и вещами, чтобы передать тем, чьи дома ушли под воду. Паша потом несколько раз по работе ездил в Комсомольск-на-Амуре, наша трасса не пострадала, но на город без слез невозможно было взглянуть. Многие дороги были перекрыты из-за воды, учреждения не работали, а люди стояли живой стеной, стали настоящей дамбой. Паша каждую поездку покупал вещи и продукты и передавал этим героям, чтобы оказать хоть какую-то помощь, - рассказала Александра.

Семья помогала и ликвидировать последствия паводка, покупая продукты и вещи тем, кто трудился день и ночь, чтобы люди вернулись в свои дома. Теперь же Александра и Павел, как и все жители Дальнего Востока, внимательно следят за новостями каждый август - боятся, что большая вода может вернуться с новой силой.