Самое трудное началось, когда вода пошла на спад: хабаровский спасатель о наводнении 2013 года

За работу в пик паводка мужчину отметили ведомственной медалью

За работу в пик паводка мужчину отметили ведомственной медалью
фото ГУ МЧС России по Хабаровскому краю

Пик паводка в 2013 году заместитель начальника управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю Валерий Киселев встретил вместе с жителями острова Большой Уссурийский, где тогда несла дежурство группировка сотрудников спасательного ведомства. За ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации он отмечен ведомственной медалью.

- Валерий Васильевич, кем вы работали в то время?

- Службу в подразделениях ведомства я начал в 2005 году, когда пришел после окончания вуза в четвертую пожарную часть, охраняющую Хабаровский НПЗ. В 2009 году перешел в управление пожаротушения Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю. В 2013 году занимал должность заместителя начальника отдела тушения пожаров. С паводками до этого времени не приходилось сталкиваться. Я как раз только вышел из отпуска. Обстановка к тому времени уже начала осложняться, формировались оперативные группы в разные районы. Меня определили на ответственный участок - поселок Уссурийский. Наша группа состояла из 17 человек, она была сформирована в основном из военнослужащих Сибирского спасательного центра, руководил ими капитан Иван Пампура. Старшим группировки был подполковник из Сибирского регионального центра МЧС России Владимир Богомолов. Также постоянно находился врач, работал там. На время паводка он как представитель системы здравоохранения остался с нами, оказывал помощь людям: уколы, перевязки.

фото ГУ МЧС России по Хабаровскому краю

- А в это время уже была вода в поселке?

- На тот момент уровень воды в реке только поднимался. Существовала угроза подтопления дачных участков, а для самого поселка пока угрозы не было. Но население уже переживало. По прогнозу гидрометцентров, по расчетам уровень воды должен был достигнуть шести метров. Тогда эта отметка была максимальной. Люди волновались, но все знали, что при таких значениях их должно было не сильно подтопить - грядки, огороды, но в дома вода бы не зашла. Поэтому многие были уверены, что такая же ситуация сложится и сейчас. Переживали, что могут погибнуть посадки, урожай, но никак не предполагали, что затопит полностью.

- А людей тогда много на острове проживало?                                             

На момент моего прибытия в поселок Уссурийский в июле там было около 200 человек. Это были как дачники, люди, которые отдыхали в летний период, в отпуске, так и постоянные жители. Были семьи.

- Какие первоочередные задачи стояли перед вами?

- Просто об информировании населения речь не шла, задача была более серьезная - предупредить людей о подтоплении, чтобы они выехали с острова в город. Предусмотрены были плавательные средства, при необходимости мы готовы были оказать помощь в переезде. Необходимо было по максимуму вывезти людей, подготовить дома к паводку, поднять вещи. Так как до этого таких масштабных подтоплений не было, изначально местные жители ориентировались на свой прошлый опыт, когда от воды страдали в основном огороды. Старожилы тоже не помнили такой большой воды. Вещи поднимали на метр от пола, мы помогали перенести наверх имущество, ставили на столы. Ждали, что максимум неделя - и уровень реки будет падать. А вот в начале августа к нам пришел паводок, и вода начала уже стремительно расти, она поднималась каждый день на 10-15 сантиметров. Если утром мы могли проходить где-то еще по тропинкам, асфальтовым дорогам, то к вечеру мы там уже шли в сапогах по колено в воде. Люди это видели, и здесь, конечно, начиналась тревога. Многие понимали, что вечером они могут лечь спать, а проснуться утром уже в воде. Поэтому работы было очень много. В поселке Уссурийском тогда стояли не только одноэтажные дома, но были и двухэтажные. Люди обращались за помощью: где что поднять, где что перенести. В первую очередь все переживали за свою технику: холодильники, телевизоры, дорогостоящие бытовые приборы. Все это поднимали сначала на первый этаж, с повышением уровня - на вторые этажи, чердаки, к соседям, в коридоры ставили. Кто-то вывозил имущество на лодках, катерах.

фото ГУ МЧС России по Хабаровскому краю

- Видя, как растет вода, люди быстрее покидали свои дома?

- С нами работала группа психологов МЧС России - как хабаровских, так и командированных к нам из других субъектов. Каждый день с утра до вечера мы с ними обходили каждую семью, каждый дом. Кто-то прожил там всю жизнь и говорил, что ему просто некуда ехать, родственников в городе нет, а в пункт временного размещения переезжать не хотели. Мы понимали, что эти люди останутся. С теми, у кого есть родственники, мы настаивали, чтобы они уехали, оказывали им помощь, чтобы вывезти имущество, их самих. У многих были в домах не только кошки и собаки. Некоторые держали куриц, корову, поросят. Позже корову вывезли на барже, поросят тоже эвакуировали. А хозяин куриц поднял их на чердак и с ними остался ждать, когда вода упадет.

- Помнится, когда вода уже была большая, приходилось эвакуировать людей в достаточно экстремальных условиях?

- Да, было несколько таких случаев. В конце августа в поселке Уссурийском оставалось не больше 50 человек. Была женщина в годах уже. Она не могла ходить, передвигалась с палочкой. На улицу не выходила. Жила она на втором этаже в бараке. Когда вода затопила уже первый этаж, она поняла, что уже физически не вынесет, потому что лекарства закончились, помощь ей тоже оказать будет сложно - скорая не сможет подъехать. Когда стало невмоготу, она обратилась за помощью к спасателям. И тут встал вопрос. Через дверь мы эвакуировать не можем, первый этаж затоплен. В итоге снимали окно и через него спускали в лодку, а потом уже вывезли в Хабаровск, где ее ждала скорая помощь. Были люди, которые находились на дачах. Так, одна семья - мужчина и женщина - уехали на дачу, начался паводок, они не придали этому значения. Как они тогда рассказывали, у них была еда, думали, неделю пересидят, и все пройдет. Но неделя прошла, еда закончилась, у них оставался только сотовый телефон, который они как-то подзаряжали от батареек. И они уже понимали - если телефон сядет, они никуда не уедут, они позвонили на «112» и попросили о помощи. Они сказали, что находятся на дачах, и их нужно эвакуировать. Позвонили они уже после обеда. На четырех лодках мы выехали на поиски. Точного местоположения дачников мы не знали, название улиц мало о чем говорило. Дома были затоплены. Но мы понимали, что уже скоро начнет темнеть, и тогда найти их будет невозможно. Созвонились с ними и попросили их что-нибудь поджечь. Огонь увидели где-то метрах в восьмистах-километре от нас. Нашли их, мужчина и женщина сидели на крыше дома. Были сильно удивлены, как они там вообще неделю прожили. Вывезли их вместе с собакой в город на берег. Все закончилось благополучно.

фото ГУ МЧС России по Хабаровскому краю

- А были брошенные животные у вас на участке, кого оставили хозяева?

- Собак было много в поселке. Поэтому когда люди уехали, некоторые остались. Оставался маленький островок сухой, куда отогнали машины, там они и жили. Волонтеры привозили сухой корм для животных. Поэтому были обеспечены. Кроме того, мы каждый день объезжали дома не только поселка, но и дачные участки. Трех собак мы сразу тогда нашли. Был случай, когда обратилась женщина и сказала, что где-то осталась ее собака. Место было обозначено очень предположительно. Собаку мы искали два дня, но нашли. Как она находилась неделю или даже 10 дней без еды - даже представить не могу. Отощала. Нам очень обрадовалась. Ее вернули на берег и передали хозяйке.

- А были курьезные случаи?

- Были, хотя в тот момент они такими совсем не казались. Ко всем ситуациям относились серьезно. Мы работали на острове Большой Уссурийский, где находился поселок. Также в зоне постоянного контроля были дачные общества, расположенные рядом. Но только позже мы узнали, что на территории старой воинской части в городке, который располагался на другой стороне этого большого острова, тоже остались люди. К нам поступила информация, что они отрезаны от цивилизации и просят о помощи. Но мы-то всех своих спустя неделю уже знали, у нас были телефоны, созванивались, объезжали, а тут вдруг кто-то говорит, что они спасателей в глаза не видели. Стали разбираться. На катере объехали полностью весь остров, добрались до его противоположной окраины, нашли людей. Как оказалось, в укрепрайоне оставались три-четыре семьи. Они не так сильно были подтоплены. Но мы их взяли тоже под свой контроль, привезли им воду.

Большой Уссурийский остров почти полностью ушел под воду. фото ГУ МЧС России по Хабаровскому краю

- Вам не только приходилось работать в сложных условиях, но и жить тоже было непросто?

- В организации быта помогала администрация города Хабаровска. Нам сразу было выделено для размещения единственное в поселке здание социального объекта - школы. Она кирпичная, двухэтажная. У нас была полевая кухня, запас еды на неделю. Потом нам регулярно пополняли запасы питьевой воды, продовольствия. Сначала жили на первом этаже, но вместе с приходом воды перебрались на второй. На крыше организовали полевую кухню. Ребята из Сибирского спасательного центра были опытные и профессиональные, поэтому быт настроили сразу. Разделили, где будем душ принимать, где спать, где принимать пищу, где будет развернут штаб. С управлением ГО и ЧС города все вопросы решались в телефонном режиме.

День у нас не заканчивался и не начинался, работа велась круглосуточно. Инспектировали дома и днем, и ночью, каждые два часа патрулировали вместе с полицией, чтобы не было мародерства, чтобы нигде ни с кем ничего не случилось. Если говорить о рабочем дне, то утро начиналось рано. Сразу после завтрака делали объезд местного населения, уточняли, кому что необходимо: лекарства, воду, привезти или отвезти вещи и т. д. Люди, которые сказали, что они будут до конца, в принципе, держались бодрячком. После этого вместе с психологами развозили воду, беседовали с жителями. И такие объезды были каждое утро и вечер, мониторили обстановку, разговаривали с людьми, спрашивали, может быть, кто-то хочет уехать.

- Когда поняли, что вода больше не поднимается, какие были эмоции, ощущалось облегчение?

- После того как вода остановилась и начала спадать, а она падала так же резко, как и поднималась, мы поняли, что самое тяжелое будет потом. В пик паводка все жилые дома были затоплены по второй этаж. У двухэтажных домов появились местами трещины. Было понятно, что ликвидация последствий паводка будет намного тяжелее, чем подготовка к нему. Когда вода начала падать, увидели, что какие-то сооружения снесло в сторону, 80% заборов положило, они упали. Люди, которые оставались в поселке, тоже видели, что теперь им надо приводить в порядок свои дома, потому что они в них жили. Это уже был конец августа - сентябрь, а значит скоро понижение температуры. Надо сушить дома, проветривать, готовить имущество. Когда заходили в дома, видели, что оставшаяся мебель уже была размокшая, вздулась, разваливалась. Теперь предстояло как минимум месяц помогать населению готовиться к зиме.

- Люди быстро стали возвращаться домой?

- Как только вода ушла, еще тропинки были подтоплены, а люди все быстро стали возвращаться назад. К нам обращались с просьбами помочь вынести имущество, администрация города предоставила тепловые пушки. Пришли электрики, которые занимались восстановлением электроснабжения. Мы составили график, поочередно в домах вели просушку. Помогали населению приводить в порядок подворья.

- Тяжело было жить в режиме «дня сурка»?

- Поначалу было тяжко. Все привыкли к своему распорядку дня - работа, семья. А тут неизвестно, насколько ты уезжаешь, при этом задача не только заботиться о себе, но и организовать жизнеобеспечение других. Но когда это все налажено, организовано, есть на кого опереться, и каждый знал свою задачу, было проще. Один, например, знал, что он готовит пищу, другие в это время делали объезд. Кто-то нес ночную вахту, другие днем дежурили. Каждый отвечал за свой участок.

- Этот опыт потом пригодился?

- Любой опыт в жизни полезен. И тот, кто прошел паводок 2013 года, готов ко многому. В подобной ситуации я уже знаю, к чему следует готовиться, что нужно брать с собой: теплые вещи, фонарики, запас еды и т. д., как организовать работу на месте. В последующем приходилось участвовать в ликвидации последствий паводков в крае - в Ванинском районе, в Хабаровском. Они, конечно, были уже не такие масштабные, но ты уже в любом случае знаешь, что собираться надо по максимуму, готовиться не только к приходу воды, но и к ликвидации последствий уже после того, как она ушла.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру