Женскиий вопрос на «Хабаровском процессе»: доктор исторических наук о сексуальном рабстве в квантунской армии

По мнению Бэллы Пак, до двухсот тысяч женщин оказывали в годы войны сексуальные услуги по принуждению

Международный форум «Хабаровский процесс: историческое значение и современные вызовы» продолжает свою работу в краевой столице. Сегодня на одной из дискуссионных площадок был поднят вопрос, долгие годы остававшийся на задворках истории. Это вопрос сексуального насилия во времена японской оккупации территорий Юго-Восточной Азии.

По мнению Бэллы Пак, до двухсот тысяч женщин оказывали в годы войны сексуальные услуги по принуждению

Вопросы защиты половой свободы женщин, это не столько популярный тренд, сколько бурлящий котел, долгие годы подходящий к своей точке кипения. Но до сих пор эта тема во многих сферах общественной жизни была табуирована. Не исключение, к сожалению, и время Второй мировой войны.

Для начала немного фактов, более-менее доказанных. Идеологом создания так называемых «станций утешения» хроники (в частности, доступные широкой публике документы Токийского процесса) называют генерала Ясудзи Окамура. В конце 1930-х годов он пришел к выводу, что бесконтрольные решения «естественного вопроса» на захваченных территориях вредны для боеспособности армии, так как солдаты подвергаются риску заражения заболеваниями, передающимися половым путем. Решение нашлось в китайской истории, в хрониках династии Хань, где рассказывается о существовании института «гарнизонных государственных проституток или инцзи». Так, на подконтрольных Японии территориях стали набирать «девушек для утешения» - вианбу.

Бэлла Пак, доктор исторических наук, заведующая лабораторией истории и культуры Кореи Института востоковедения РАН

- Этот термин использовался для обозначения примерно двухсот тысяч кореянок и гражданок других стран - Индонезии, Китая, Вьетнама, даже Нидерландов - которых японские военные насильно вывозили и использовали для сексуального рабства, - рассказала Бэлла Пак, доктор исторических наук, заведующая лабораторией истории и культуры Кореи Института востоковедения РАН. - Эта тема не вошла в перечень преступлений, которые рассматривались Токийским международным трибуналом 1946-1948 годов. Это позволяло японскому правительству очень долго уходить от обсуждения этого вопроса.

По словам доктора Пак, цифры эти пока условны, поскольку большая часть документов, рассказывающих о работе гарнизонных борделей, утрачена, часть уничтожила отступающая Квантунская армия, что-то осталось в архивах США, которые после капитуляции занимались документацией японцев.

- В 1992 году с интервью выступил профессор японского университета Тюо Ёсиаки Ёсими. Он довольно давно обнаружил в архивах, которые благодаря американским оккупационным властям остались не сожженными, поразительные по своему содержанию документы. Но он не публиковал их до тех пор, пока бывшие невольницы не решились рассказать об этом, - отметила в своем интервью Бэлла Пак. - Он документально подтвердил факт использования в качестве женщин для утешения 200 тысяч кореянок.

Действительно, несколько женщин в Китае и Южной Корее выпустили свои воспоминания о работе на «станциях утешения». Эти нарративные источники привели в конечном счете к тому, что в декабре 2000 года был инициирован новый процесс.

- В первой половине декабря 2000 года мировые СМИ сообщили, что в Токио заседает интернациональный трибунал, который расследует преступления, совершенные армией Японии во время Второй мировой войны в отношении comfort women - женщин, которых принуждали к сексуальному обслуживанию военных, - рассказал в интервью «АиФ» заместитель директора Института государства и права РАН, писатель, сенатор Международной ассоциации прокуроров, с 2000 по 2016 год заместитель Генерального прокурора РФ Александр Звягинцев.

Этот трибунал был организован по инициативе неправительственных организаций и был поддержан целым рядом женских групп из шести азиатских стран, находившихся во время войны под военной властью Японии.

Официальная история признания сексуального рабства в японской армии запутана и противоречива. Не признавая обвинения, не озвученные на Токийском процессе, японская сторона, однако, в 2015 году заключила с Южной Кореей договор, призванный «окончательно решить все разногласия». Однако после смены президента корейская сторона заморозила его.

- Окончательного признания в той форме, которая бы устроила жертв сексуального насилия, так и не было сделано. Бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ недавно сказал, что он просто не верит в причастность императорской армии к этим преступлениям, даже после того, как многие вианбу (и кореянки, и нидерландки) опубликовали свои воспоминания на эту тему. Не принимаются японской стороной в качестве доказательств и найденные профессором Ёсиаки Ёсими шесть архивных документов. Среди них есть поразительное по своему цинизму обращение генерал-лейтенанта Ясудзи Окамура  к высшим военачальникам императорской армии с просьбой открыть такие «станции утешения», а по сути, публичные дома в прифронтовых областях, - подчеркнула Бэлла Пак.

Напомним, экспозиция, посвященная «Хабаровскому процессу», открылась вчера, 6 сентября. В нее включены рассекреченные материалы Центрального архива ФСБ России, ряда территориальных органов безопасности и внутренних дел, прежде всего, Хабаровского края. В выставке также использованы неопубликованные документы из Архива внешней политики Министерства иностранных дел Российской Федерации о придании гласности результатам Хабаровского процесса, а также фото- и изоматериалы Государственного архива Хабаровского края и Хабаровского краевого музея имени Н. И. Гродекова, иллюстрирующие ход процесса.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру