Жизнь айнов глазами японского живописца можно увидеть в художественном музее Хабаровска

12 акварелей, выполненных в уникальной манере, представили широкой публике

Говоря об освоении Дальнего Востока и об аборигенах этой земли, об айнах обычно не упоминают. Небольшой по численности народ, живший на Японских и Курильских островах, а также на Камчатке и Сахалине, сейчас практически полностью исчез. По статистике, в мире насчитывается около 16 тысяч представителей этого этноса. А между тем культура и обычаи айнов оказали весьма существенное влияние на наш регион.

12 акварелей, выполненных в уникальной манере, представили широкой публике
Бёдзан Хиросава. Фрагмент картины "Охота" 1862 год

«Айны - не единственный, но один из наиболее ярких примеров народа, пришедшего как будто бы из ниоткуда. Как их антропологический тип, так и их язык не имеют аналогов в Японии и соседних странах. Уже давно в качестве главной утвердилась гипотеза, что айны пришли в Японию с юга - с каких-то островов Тихого океана. Исследования последнего времени показали, что айны имеют схожие черты с некоторыми малыми архаичными народами, проживавшими на Филиппинах, в южном Китае и в ряде стран Юго-Восточной Азии. Судя по всему, айны и эти народы - последние представители древней автохтонной расы, населявшей Восточную Азию до монголоидов. Ее представители были коренастыми и смуглыми, а также отличались повышенной волосистостью», - отмечает эксперт в области айнской культуры и языка, преподаватель университета Васэда в Токио Евгений Ужинин.

Бёдзан Хиросава. "Ожидание прибытия лодки с японцами". Не ранее 1862 года

Культура и обычаи айнов в значительной части вошли в культуру прибывших на острова позднее японцев. От них переселенцы переняли материальную культуру Дзёмон. В битвах с айнами окончательно сформировался культ самураев - многие обычаи их кодекса созвучны с традициями айнов. Даже выбеленные лица японских модниц - дань прошлому в подражание белокожим аборигенам. Повседневную жизнь представителей этого угасающего народа в середине XIX века с редкостным мастерством перенес на холст живописец Бёдзан Хирасава.

Бёдзан Хиросава фрагмент картины "Казнь одного из подданных князя Мацумаэ". Не ранее 1862 года

Про самого Хирасаву известно немногое. Родился в 1822 году в местечке Оохасама в княжестве Намбу (сегодня это префектура Иватэ на северо-востоке Хонсю. Получил неплохое образование. После окончания обучения жил на Хоккайдо в городе Хакодатэ, рисуя обереги для отплывающих кораблей. Позже перебрался на восток острова и поселился у айнов. Более четверти века Хирасава жил в их общине, изучал обычаи и культуру этого народа и зарисовывал сценки из их жизни. 12 акварелей из этого периода сегодня можно увидеть в художественном музее Хабаровска на выставке «Айны. Следы цивилизации. Бёдзан Хирасава и Дамир Муратов» (0+).

Бёдзан Хиросава "Поклонение старейшин" 1862 год

Эти работы - дар Омскому областному музею изобразительных искусств имени Врубеля от Евгения Лавренко - ленинградского ученого, геоботаника, доктора наук и профессора, который практически всю жизнь занимался собиранием произведений искусства и редких книжных памятников.

«Омская коллекция айну-э Хирасава хорошо известна во всем мире. Она не только самая крупная, но и самая интересная в научном плане. В акварелях японского мастера обнаружены сюжеты, ранее неизвестные ученым. Это тот уникальный случай, когда на примере айнской серии мы можем говорить об искусстве как способе познания истории исчезнувших цивилизаций», - подчеркивает уникальность выставки заведующая отделом ДВХМ Ольга Коновалова.

Если говорить об искусстве живописи, то сразу бросается в глаза важный нюанс, позволяющий выделить работы Бёдзана Хирасавы из числа других мастеров. В творчестве художника органично переплетаются японские и европейские изобразительные традиции. Типично европейская перспектива и японская детализация создают собственную уникальную живописную манеру. Смотреть на эти полотна можно, кажется, бесконечно, каждый раз отыскивая все новые любопытные детали и восхищаясь мастерством живописца.

Вторая часть выставки - работы нашего современника Дамира Муратова - выполнена совершенно в иной манере.

«В 2008 году в свет вышла книга “Омская сенсация”, и мы решили сделать презентацию этого издания. Была устроена выставка. Чтобы дополнить произведения Бёдзана Хирасавы, мы пригласили художника с очень известным именем для современного искусства Дамира Муратова. Он отозвался на наш призыв и создал 12 произведений, серию “ОкеАйн” или “Океан” - можно по-разному транслировать и объяснять это наименование. Она была посвящена следам айнской цивилизации. Поэтому на картинах мы видим ступни, ноги. Это отпечатки времени, отпечатки культуры. Мы видим символы японской культуры. Мы видим и медвежьи лапы. Дело в том, что Муратов - это художник, который работает со смыслами. И все его вещи несут в себе глубокие связи и многослойность. То есть это такой симбиоз и традиционного японского искусства, и современного взгляда российского художника», - комментирует директор Дальневосточного художественного музея Наталия Толстая.

Выставка проходит при поддержке нацпроекта «Культура». Она продлится до 26 мая.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру