Во-первых, сам Николай Иванович говорил, что не знает точную дату своего рождения. Поэтому придумал себе дату рождения «когда лед на Амуре пошел». Есть в этом что-то символичное. Ведь он и сам этакой льдиной двигался по жизни, сталкиваясь с препятствиями на пути.
Во-вторых, в годы войны, когда сбежал на фронт, прибавил себе два. По разным источникам, к примеру, на сайте информресурса Минобороны «Память народа» указывается 1926, 1927 годов рождения. Доподлинно известно, что 16-19 летним подростком он попал на Тихоокеанский флот и прошел путь от юнги до старшины первой статьи, командира отделения мотористов 91-го тральщика Тихоокеанского флота. Участвовал в войне с милитаристской Японией, принимал участие в боевых действиях с 9 августа по 3 сентября 1945 года. В составе Тихоокеанского флота принимал участие в освобождении Северной Кореи от японских захватчиков. Награжден военно-морской медалью Нахимова, медалью «За победу на Японией», в 1985 году - орденом Отечественной войны 2-й степени. После войны некоторое время оставался служить на ТОФ.
Особо следует отметить награждение Николая Ивановича боевой наградой - медалью Нахимова. Изначально Николай Иванович был представлен к награждению медалью Ушакова за умелые и смелые действия на флоте в сентябре 1945 года. В наградном листе указывается, что во время боевого траления пролива Лаперуза при взрыве мин в трале заело редукционный клапан масляной системы. Кола Бельды проявил смекалку, быстро ликвидировал неисправность, обеспечив тем самым бесперебойную работу главного двигателя и движение корабля без остановки.
Командование отмечало его смелость, преданность Родине. Правда, вышестоящее начальство заменило медаль Ушакова на медаль Нахимова. Вот так с именами двух самых великих отечественных флотоводцев оказался связанным 19-летний парнишка с реки Амур.
У родственников Николая Ивановича, которые живут в Нанайском районе, такие качества дяди не вызывают удивления. Потому что с раннего детства он прошел такую закалку, школу жизни, что смекалка спасала его во многих ситуациях. Рассказывали старики, что как-то, гуляя по лесу, Кола провалился в какую-то яму, ему было очень страшно и одиноко. Его нашли и вернули домой, но после этого случая он стал заикаться. Интересно, что пению это не только не мешало, а помогало избавиться от заикания.
Существует легенда, что триггером побега Кола Бельды на фронт стала его встреча с Максимом Пассаром в 1943 году. Но этой встречи не было, потому что Максим ушел добровольцем на фронт 27 января 1942 года, а в январе 1943 года погиб в битве за Сталинград. Александр Пассар, получив Золотую звезду Героя Советского Союза, побывал в Найхине в 1944 году. Коля Бельды на тот момент уже служил юнгой на Тихоокеанском флоте.
Представляется более правдоподобным, что Кола Бельды был настолько наслышан о нанайских снайперах, воинах-земляках, что для себя лично - сына и внука охотника - решил, что не имеет права сидеть за школьной партой, когда в стране происходят такие события. Тогда все ребята буквально переживали, что пока они вырастут, война закончится! Самым впечатляющим примером такого подъема патриотизма является уход за три месяца до окончания школы всего девятого класса Найхинской школы добровольцами на фронт вслед за директором школы Медведевым Василием Семеновичем. Почти все попали в легендарную 422-ю стрелковую дивизию, в дальнейшем 81-ю гвардейскую стрелковую дивизию, которая героически воевала за Сталинград, потом стояла на Курской дуге, освобождала Украину и Молдавию. Только нашим дальневосточникам, видимо, можно было доверить 9 мая 1945 года выполнить марш-бросок из Берлина в Прагу, и они обеспечили капитуляцию остатков армии Штернера.
А пока, в самый тяжелый переломный момент войны, когда шли масштабные сражения за Сталинград, затем на Курской дуге, Кола Бельды бежал из Найхина по берегу Амура в Хабаровск. В одном из сел спал на берегу Амура, укрывшись перевернутой лодкой. Утром его обнаружил там другой мальчишка по имени Василий. Он привел Кола к себе домой, и мама Василия его накормила, а отец на лодке отвез его в Хабаровск. Эту историю рассказала жена Николая Ивановича Ольга Александровна Бельды, которая бережно хранит о нем память.
«Как же тесен мир, - поведала она, - когда через много лет уже в наши дни Николай Иванович встретился с тем Василием. Им оказался один из лучших капитанов на реке Амур Василий Порфириевич Панюшев. Он водил пассажирский теплоход «30 лет ГДР».
Желание быть рядом с именем Пассаров для любого мальчишки понятно. Ведь это были земляки - герои, на которых каждый хотел равняться. Но Николай Иванович Бельды сам стал таким человеком и певцом, на которого потомки хотят быть похожими и гордятся им. А с Пассарами род Бельды породнился через родную сестру Кола Бельды Надежду. Она вышла замуж за Бориса Таронговича Пассара, который, кстати сказать, тоже ушел добровольцем на фронт под завершение войны. Принимал участие в войне с Японией на Итурупе. Сегодня в Нанайском районе живут его сыновья Станислав и Рамус, хранят в семейных альбомах и своих сердцах память о своем отце и своем дяде, о своих земляках. Все они живы, пока мы о них помним!
Читайте также: Память поколений: родственники рассказали о воинах-дальневосточниках на защите Сталинграда