«Проблемы те же»: градостроители из просторного Омска поработают для тесного Хабаровска

Смогут ли иногородние специалисты решить проблемы с пробками, загруженностью дорог и избытком жилья

Смогут ли иногородние специалисты решить проблемы с пробками, загруженностью дорог и избытком жилья
«Проблемы те же»: градостроители из просторного Омска поработают для тесного Хабаровска ФОТО: предоставлено очевидцем

Хабаровский край, как и большинство регионов, приведет нормативную документацию в области градостроительства к нормам федерального законодательства. На сегодняшний день в регионе действует постановление Хабаровского края № 136-пр от 27 мая 2013 года «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Хабаровского края». Предполагается, что именно этот документ и доработают градостроители из Омска. Институт территориального планирования «Град» выиграл аукцион, о чем сообщили в региональном минстрое.

ПРОБЛЕМНЫЕ МОМЕНТЫ

В Хабаровске тоже должны применяться нормативы, согласно которым рассчитывается буквально все: площадь озеленения, количество парковочных мест, наличие складов и гаражей, расстояния до остановок, загруженность школ и детских садов и много чего еще. Однако, ежедневно поступают жалобы хабаровчан на пробки на дорогах, перегруженность школ и детсадов, местами начисто отсутствует озеленение, не хватает парковок. О чем это говорит? Либо нормативы не применяются, либо применяются, но как-то неправильно.

- В нашем случае имела место ошибка. Для расчета площади земельного участка, например, должны были использовать общую площадь МКД и удельный показатель в соответствии с годом сдачи дома, а по факту использовали жилую площадь (цифра почти в два раза меньше) и удельный показатель, не соответствующий году сдачи дома. Как результат, из-за ошибки в расчетах неправомерно сократили площадь земельного участка. Кроме того, по нормативу у нас должно быть больше 70 парковочных мест, по факту - 15, - рассказала Анастасия, жительница дома по улице Ворошилова.

Напомним, в мэрии 2 апреля представители городской администрации и гордумы обсуждали реализацию КРТ в городе. От горожан поступил вопрос, обязаны ли местные градостроители соблюдать нормативы?

- Конечно, обязаны, это наши основные документы, - ответил главный архитектор Аркадий Корзун.

Кроме постановления правительства края он также перечислил и другие нормативно-технические документы. А фокус в том, что на основании этих же документов жильцы требовали изменить данные в проекте межевания и получили отказ. Позже на основании этих же документов жильцы дома по улице Ворошилова выиграли суд у мэрии по признанию межевого плана недействительным в части расчета нормативной площади. Но и в этом случае в мэрии отказались вносить изменения. Теперь жильцы дома через суд добиваются признания неверных расчетов реестровой ошибкой.

«Удивительно, что экспертизы это пропускают и допускают»

Нормативы есть, но кто следит за правильностью их применения? Для того, чтобы выдать застройщику разрешение, нужна оценка экспертов. И вот тут начинается интересное - застройщики старательно обходили и обходят постановление № 136-пр от 27 мая 2013 года «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Хабаровского края» в части расчетов площадок игровых, парковок.

- Большая проблема с точечной застройкой, где на маленьком участке застройщик пытается влепить очень многоэтажный дом. Пример тому, дом на улице Стрельникова. Согласно Генеральному плану города здесь предусматривался детский сад на 300 мест, а теперь будет многоэтажный дом. Специалист-генпланист в соответствии с постановлением № 136-пр сделал расчет и выяснилось, что не хватает площади практически в два раза. Отсюда и проблемы, в том числе с парковками, озеленением и другие. Удивительно, что экспертизы это пропускают и допускают, - отметила депутат Мария Огненная.

Иногда застройщики предлагают оригинальные идеи, чтобы уложиться хоть в какие-нибудь параметры. Например, активно проталкивается идея подземного паркинга, который в Хабаровске не везде удастся организовать, пытаются сделать парковку на отдельно стоящем участке даже не рядом со строящимся домом, предлагался проект с детскими площадками на крыше дома. Выходит, формально нормы исполнены, а по факту получаются дома без инфраструктуры, в народе прозванные «человейниками».

Омск и Хабаровск: города разные, проблемы одни

Омск и Хабаровск: города разные, проблемы одни

Смотрите фотогалерею по теме

ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ ОМСКИХ ГРАДОСТРОИТЕЛЕЙ

Одно дело, когда на месте не соблюдаются вполне понятные действующие нормативы, другое - когда их мало того, что не применяют, так еще и намереваются изменить. Чтобы понимать, на что нацелены иногородние специалисты, достаточно заглянуть в их же огород, точнее, в город.

С помощью уличных камер, доступ к которым есть в режиме онлайн, можно увидеть разницу между городами. Визуально Омск выглядит просторнее, чем дальневосточный город. Огромные высотки и узкие дороги Хабаровска явно проигрывают широким дорогам Омска и вполне обычным девятиэтажкам, в том числе из категории новостроек. В Омске, как видно, стараются сохранить исторические места, а в историческом центре Хабаровска продолжается наступление высоток. Есть в обоих городах и схожие проблемы.

- В жилмассивах проблемы с парковками, вечером приходится тратить время, чтобы найти место для машины. Весна пришла, со снегом растаял весь асфальт, с дорогами тоже есть проблемы, - рассказал Сергей, один из местных жителей.

- Мне как обычному жителю города кажется, что многое в Омске стало лучше за последние десять лет - скверы благоустроили, историческую часть города тоже: Омскую крепость, мост Ленинградский, опять же, ремонтируют, его давно надо было привести в порядок. В этом году закончат. Но проблемы, конечно, есть, - добавляет горожанка Наталья.

По версии минстроя России, в Хабаровске городская среда благоприятнее, чем в Омске. При этом в обоих городах наблюдаются проблемы в работе общественного транспорта. В Омске, чтобы доехать с одного конца города в другой, понадобится около двух часов. В часы пик уехать сложно, проблема в нехватке водителей для муниципальных автобусов. За последние лет пять сократилось число частных перевозчиков на маршрутах. Впрочем, вернемся к вопросам градостроительства. В Омске, например, готовы избавляться от зданий, если они не соответствуют нормативам.

- Был прецедент - торговый центр построили в парке. В планах реализовать еще подобные проекты. Недавно построили новый спорткомплекс «G-Drive Арена». Правда, раньше на ее месте была «Арена Омск», ее в 2007 построили, но потом вскрылись серьезные проблемы с несущими конструкциями. Проще оказалось снести и новую построить. Собственно, и та, и другая - домашние арены для «Авангарда». В целом в городе мало мест под парковку. Пробки - тоже проблема, - рассказала другая местная жительница Светлана.

Пробкам в Омске пытаются найти объяснение - мол, идет ремонт одного из мостов и реконструкция улицы на Левобережье. Впрочем, по утверждениям горожан проблемы на дорогах были и до начала работ.

НАПОСЛЕДОК

Города разные, а проблемы схожие. Смогут ли омские градостроители облегчить жизнь хабаровчан, введя новые правила градостроительства? Впрочем, в краевой столице, дело не в том, какие нормативы, а в том, соблюдаются ли они? Как видно, пока не соблюдаются от слова «совсем». По оценкам специалистов, постановление правительства Хабаровского края № 136-пр – достаточно удобный инструмент, который обязаны использовать строители и проектировщики. Кажется это тот самый случай, когда пора и надзорным и правоохранительным ведомствам вмешаться, чтобы выяснить, почему же не используют этот самый документ? Горожанам напрямую у власти получить ответ не удалось. Тогда же 2 апреля на встрече в мэрии главный архитектор Аркадий Корзун и представители Городской думы будто впервые услышали о том, что в городе не хватает детских садов и школ. А почему не хватает? Ответ в вопросе «А почему не используют нормативы?». Круг замкнулся!

Читайте также: «Утратило смысл»: жители Хабаровска объяснили нежелание поддержать КРТ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру