Мы уже неоднократно писали о Максиме Харченко - человеке, которого вдохновляют жизнь и подвиги одного из самых ярких покорителей Дальнего Востока - адмирала Невельского. Вот уже несколько лет Максим планирует путешествия, основанные на маршрутах известного первооткрывателя.
ПО АМУРУ, НО БЕЗ ПАРУСА
Он ходил по побережью Охотского моря, пересекал на своем САП-борде пролив между материком и островом Сахалин, спускался по низовьям Амура к Николаевску, ходил на лыжах к Петровскому зимовью. На этот раз Максим задумал сплавиться от Хабаровска к Комсомольску-на-Амуре.
Новое путешествие также основано на мемуарах Невельского и связано с легендарным сплавом по Амуру 1854 года. Тогда русские войска смогли пройти по великой дальневосточной реке и вовремя прибыть в порт Петропавловска, чтобы отбить все атаки объединенного англо-французского флота в Авачинской бухте и в заливе Де-Кастри во время Крымской войны. Подготовил этот сплав именно Геннадий Невельской и его офицеры.
Планы, карты и контакты проводников он передал Муравьеву во время встречи на архипелаге Оуля Куру. Сегодня этих островов нет на карте. Найти потерянный архипелаг, имеющий историческое значение - еще одна цель Максима. Дело осложнялось тем, что в это время Амур как никогда полноводен - волны паводка идут одна за другой, оседлать одну из них в своем путешествии и планирует спортсмен.
- Еще в самом начале, перед экспедицией, я забил в Википедию словосочетание «Амурский сплав». Выскочили различные ссылки, - рассказывает Максим Харченко. - Изучая их, я искал хоть какое-то упоминание о вкладе в эти сплавы адмирала Невельского. И, к своему удивлению, с каждой новой ссылкой я не находил ничего о нем. Но если бы не деятельность Геннадия Ивановича Невельского, этих амурских сплавов не было бы. Поэтому летом я осуществил экспедицию по следам адмирала Невельского «Амурский сплав». Понимая всю важность этого сплава, всю тяжесть передвижения по Амуру, особенно во время паводка, Геннадий Иванович сам лично пошел по Амуру навстречу войскам и по дороге нанимал проводников из коренного населения, которые помогли бы провести флотилию безопасно. В Амуре множество проток, островов, во время паводка они скрываются под водой, и найти путь очень сложно. Мое путешествие - это дань памяти делам адмирала.
Как всегда, с собой у Максима никакого огнестрельного оружия, минимум провизии, палатка и верный САП-борд. На предыдущих маршрутах он уже несколько раз встречался с местными хищниками, причем путешественника и медведей разделяли всего несколько сантиметров и тонкая ткань палатки. Но все обошлось. Обойдется и сейчас - был уверен спортсмен.
НЕ ЗАРЕКАЙСЯ…
Максим уже зарекался путешествовать по Амуру, как раз после первого своего похода по низовьям реки он рассказывал, что вышел из машины, на которой друзья помогали перевезти САП-борд, посмотрел на полчища мошки, на реку, покрытую мелкой рябью, которая как наждачная бумага тормозила его передвижение к цели, и подумал - больше никогда. Но Амуру удалось убедить спортсмена взять свое обещание обратно.
- Год назад, когда закончил экспедицию, я пообещал себе, что больше никогда, ни шагу на Амур не ступлю - хватит, - улыбается Максим Харченко. - Но в октябре у меня была встреча в Комсомольске. Я подошел к набережной. Там холодный Амур, совершенно негостеприимный, свинцового цвета волны пенятся, сильный ветер, холодно, скоро снег должен пойти. Я стою, смотрю на Амур, а он мне шепчет: «Давай, давай, давай». И я такой: «Ладно, хорошо, уговорил, еще разок попробую!»
Попробовал и не пожалел. Но вот таинственный архипелаг из-за половодья найти не удалось. Максим осмотрел только место, на котором он предположительно находился. Но опять же - большая вода скрыла все следы островов.
НАПЕРЕГОНКИ С ПИКОМ
Первое путешествие по низовьям Амура заняло у Максима 22 дня, хотя он рассчитывал завершить его гораздо быстрее. Думал, что вниз по течению идти будет проще. Как бы не так. Практически все время встречный ветер, поднимающий на реке мелкую, частую волну, сильно тормозил передвижение. Как признается сам спортсмен, каждый метр водной поверхности приходилось буквально выгрызать у реки. В Николаевске он просто упал без сил.
Минимум три раза в низовьях на него выходили медведи. Просыпаясь в холодном поту, сапбордист слышал их шаги и чувствовал дыхание за тонкой стенкой палатки. Амурские медведи совсем не похожи на тех, что живут на побережье. На Амуре они настоящие хозяева жизни, никого и ничего не боятся. Даже фальшфейеры и фейерверки, зажигаемые путешественником, чтобы отпугнуть незваных гостей, вызывали у хищников только любопытство. К счастью, самого исследователя мишки не тронули.
В этот раз было все по-другому. Амур был гладкий, как стекло - САП-борд скользил по нему с невероятной скоростью, позволяя путешественнику проходить по 70 километров в день. Из-за чего экспедиция продлилась всего неделю. Изначально исследователь планировал останавливаться в каждом селении по маршруту, но от этой мысли ему пришлось отказаться - его нагонял пик паводка, поэтому путешествие больше напоминало гонку преследования.
- Когда я шел, - делится впечатлениями Максим. - То видел, что Амур неотвратимо заходит на острова и их топит. Я понимал, что если вода поднимется еще хотя бы на несколько десятков сантиметров, то останется катастрофически мало таких мест, где я мог бы разбить лагерь для ночевки. Как-то вечером поднялся сильный ветер, била волна, брызги долетали практически до палатки. Я проснулся, посмотрел на часы - час ночи, понимал, что еще не восстановился, сказал себе, что пока конкретно не подтопит, буду спать. Только выполз, САП к палатке привязал и лежал, слушал ветер, как палатка ходуном ходит. Такой быт. Поэтому и была гонка, поэтому такая скорость, поэтому в населенных пунктах я практически не останавливался. Остановился только в Троицком, попросил местных ребятишек покараулить САП-борд, быстренько сбегал в магазин, купил соки - стояла жара за 30 градусов - и снова в путь. Впрочем, сейчас я обязательно по поселкам проедусь, встречусь там с детьми и расскажу им о путешествии и самое главное - об амурском сплаве и адмирале Невельском.
МОШКА - ЭТО ВАМ НЕ МИШКИ
Медведей Максим в этот раз не встретил, зато на спортсмена напали другие амурские «хищники», хорошо знакомые местным дачникам.
- Еще на старте меня стала кусать мошка, - рассказывает Максим Харченко. - Разговариваю с провожающими и чувствую - губа поползла, потом бровь. И это только начало. Местные жители мне подсказали, что против мошки можно использовать ванилин - намазался и тебя не кусают. Иду по Амуру, мошка сидит на мне, и появился соблазн провести ладонью по ним. Провел - рука аж мокрая стала, и тут же все это облако взвивается и начинает атаковать. Я сразу все понял - говорю им: «Я вас не трогаю, вы меня не трогаете». Облако успокоилось. И так я дальше с ними шел, не трогал, не бил, и они агрессии ко мне не проявляли. Действительно, памятник надо поставить тому, кто впервые придумал использовать ванилин. Очень помогает. Единственное, вечером наступает такой момент, когда тебе надо полностью раздеться и искупаться. Выходишь на берег, ставишь палатку, готовишь ужин - костюм не снимаешь. Стягиваешь его только в палатке, выходишь - и они начинают сходить с ума. Вгрызаются в тебя и начинают рвать на куски. Главное - упасть быстрее в Амур и густо намылиться. Ты, конечно, становишься весь черный от мошки, но она сквозь пену не проникает. Это единственный момент, когда можно постоять без одежды. Ну и еще когда только выходишь из воды, тело остыло, потом от тебя не пахнет, и на тебя особенно не реагируют. Заходишь в палатку - и тут я открыл еще одно свойство мошки - клаустрофобия. Все, кто залетел к тебе в палатку, просто по ее стенкам ползают и не кусают. Зато кусают комары, если залетят в гости.
Вообще, как выяснил спортсмен, Амур - хоть и тяжелая морально, но интереснейшая река, сплошной квест. Разобраться, куда идти, очень непросто, где протока, где затон - и карты с навигацией не всегда могут помочь.
- Вот если бы собрать гигантским пылесосом всю мошку и комаров на Амуре - отбою бы не было от желающих разобраться в этом лабиринте, - смеется путешественник. - Интереснейшее место для туристов. Даже имея карту, я не мог понять, где точно нахожусь. Настоящий интересный квест. Рекомендую.
Еще один подарок Амура - путешественник не голодал. В прямом смысле этого слова - голода не было. Практически весь запас еды, взятый с собой, он отвез потом маме на дачу. Как утверждает Максим, даже после десятичасовой гребли, пройденных семидесяти километров ему хватало нескольких печенек, купленных в Хабаровске по случаю, и кружки чая, вскипяченного из амурской воды. Есть не хотелось совершенно. И так пять дней подряд. После завершения экспедиции он поковырял блюда в столовой Комсомольска и понял, что не голоден. Вот такая история. Хотя тут, может быть, сыграли свою роль перенапряжение сил и жара.
Дошел до Комсомольска Максим уставший, сгоревший от солнца, исхудавший, но счастливый - все-таки маршрут ему покорился. Сейчас неугомонный сапбордист планирует новое путешествие, но пока о своих планах особо не распространяется. Говорит, сначала надо все обдумать, но попозже обещает все рассказать.