Стать балериной суждено далеко не каждой стройной девушке. Чтобы поступить на обучение предстоит преодолеть несколько этапов отбора и пройти по всем параметрам. Очень много аспектов должно сойтись, чтобы ребёнка взяли в балет. А ведь это только первый шаг к большой сцене. Но Полине повезло – она попала в любимый хореографический коллектив «Грация».
Счастливый случай
– Мне было 5 лет, когда мы с мамой случайно проходили мимо школы искусств в южном микрорайоне. На тот момент хореографический коллектив «Грация» был под руководством Марины Викторовны Рягузовой. С него всё и началось. Помимо хореографии, там были и другие отделения, но, знаете, это был тот случай, когда маленький ребенок танцевал дома под классическую музыку без устали, поэтому у моей мамы на этот счёт сомнений не возникало. Да и Марина Викторовна, опять же, по счастливой случайности, находилась в танцевальном классе и у неё была свободная минутка, – вспоминает Полина Здоровилова.
Балерина признаётся, что особого отбора тогда не было, единственное, что она помнит, так это то, что девочку проверяли на умение «слышать музыку»: педагоги хлопали в ладоши в такт, а маленькая Поля должна была повторить.
– Не особо помню свои 5 лет, но знаю, что села на шпагат я быстро, да и вообще с растяжкой проблем как таковых не было. Меня всё более чем устраивало, вплоть до начала переходного возраста. Лет в 12-13 у меня часто пропадало желание ходить на тренировки, находилось множество оправданий, меня ругала педагог, так как хотела, чтобы я старалась. Она думала, что я ничего не добьюсь в этой сфере, да и вообще зачем мне всё это, – делится балерина.
Именно тогда она утратила хорошую растяжку, выворотность и правильный шаг, на развитие которых ушло буквально всё детство. Полина ещё долго потом входила в форму. Благо через время всё вернулось на «круги своя».
– По своему собственному опыту хочу сказать, что наиболее сильную и насыщенную программу по работе с учащимися в балете, да и в любых других школах, нужно составлять именно для подростков, – продолжает наша собеседница. – И здесь важна не только программа тренировок, но и интересные постановки и индивидуальный подход. Да, естественно, он важен и для малышей, но, как показывает практика, именно в подростковом возрасте у множества ребят пропадает интерес и мотивация.
Учась в начальной школе, Поля долгое время ходила в театральный кружок и, помимо балета, хотела стать актрисой. Желание осталось, сфера искусства и культуры крепко девушку обняла и не отпускает до сих пор.
– Я не родилась балериной, к сожалению. У меня нет и не будет идеальной выворотности, подъёма и длинных ног. И с этим постоянно приходится мириться. Ты смотришь на профессиональных исполнительниц из Санкт-Петербурга и Москвы, а сама находишься в Хабаровске. Здесь нет ни училища, ни театра оперы и балета, да и у тебя из данных, грубо говоря, одна «хотелка», – признаётся Полина.
Балерины много едят
Большинство думает, что балерины вечно сидят на диетах и ничего не едят: режут яблоко на 5 частей, а потом трясутся над каждым кусочком. По словам Полины – это миф: балерины едят, и едят много, поскольку ежедневно испытывают колоссальные нагрузки.
– Вот честно, питалась я, вплоть до 17-18 лет, только булками и конфетами. За что мой кишечник и моя кожа расплачиваются по сей день. Но диета есть: пахать ночи напролет. Да, я немного гиперболизировала, но так оно и есть.
У меня был период на 1 курсе, когда близилась сессия, также проходили конкурсы и другие мероприятия, в которых я была задействована, уходила из дома в 7 утра, а возвращалась в 9-10 вечера. В итоге, в конце семестра, я весила 46 кг при росте 165. Но мне нравился тот стиль жизни, когда ты была вовлечена во что-то большее. Да и в том весе мне было комфортно, – рассказывает танцовщица.
По-хорошему артист балета всегда должен быть в форме. Помимо питания, ежедневные тренировки на укрепление мышц и строгий контроль над телом.
– Тяжелее всего мне укреплять мышцы. Ты можешь быть неимоверно гибким, но рабочая нога должна удержаться в воздухе, желательно бы градусов на 120 и выше, и так вперёд, в сторону и назад, да ещё и с повторами, – показывает упражнение балерина.
Больные спины и колени
Правда, из-за больших нагрузок, Полина признаётся, что начинают воспаляться связки на обеих стопах, к тому же даёт о себе знать небольшая травма спины и артрит.
– Такая проблема не у всех. У большинства больные спины и колени. А косточки на больших пальцах начинают болеть и увеличиваться из-за неправильно распределенной нагрузки на стопу. Естественно, это не всегда так, у кого-то генетика, у кого-то травма, но чаще всего всё идёт из детства, от неверного исполнения элементов. Плюс мы носим пуанты, а это достаточно узкая и неудобная обувь, от этого стопы тоже страдают. Обувь мы подбираем индивидуально, – рассказывает Полина.
Пуанты у неё американской фирмы, в них вместо деревянной стельки – пластиковая, их хватает надолго. Танцовщица меняет их раз в год, стирает раз в 3-4 месяца.
– Когда были русские, меняла раз в 4-5 месяцев. Но тогда я и не танцевала на них так часто, как сейчас. Но зато у меня множество пачек, все под разные вариации, массовые номера. Репетиционные пачки я не люблю, мне и моим педагогам нужно видеть мои ноги, особенно недотянутые колени там, где это не нужно. На выступления всегда беру с собой канифоль, обрабатываю ей пятак, подошву пальцев и танцую.
Балетный мир на изоляции
До самоизоляции Полине посчастливилось поучаствовать на множестве мероприятий города вместе с образцовым балетом «Грация». Даже на льду успела потанцевать. Номера были в основном классические, также была современная и народная хореография. Танцевала на новогоднем приёме Путина, участвовала на юбилее края, в большом концерте квартета «Триумф», в конкурсе «Новые имена» в г. Томск, на летних фестивалях в Китае. Также была задействована в спектаклях и постановках.
– Сейчас пробую себя в других видах хореографии: в современном сценическом танце «контепм», участвую в постановках народного танца, открываю для себя juzz-funk. В моем профиле instagram выкладываю свои стихи и читаю стихи других поэтов, – делится балерина.
Самоизоляция внесла свои коррективы в балетный мир. Дома Полине приходилось просто поддерживать форму растяжками. Зато, по её словам, успела потанцевать на каждом квадратном метре квартиры.
– Была паника, долго держали в неведении, и я до последнего не верила, что в этом учебном году уже не выйду на учёбу, – огорчается Полина. – Сейчас очень тяжело возвращаться в форму, после такого долгого карантина, а впереди ещё лето. Но я уже для себя решила, что отдыха от хореографии у меня не будет.
В планах у хабаровской балерины тренировки во Дворце Дружбы «Русь» с педагогом Александрой Никифоровой, занятия «контемпом» и развитие новых «скилов». Полине важно реализовать себя как исполнителя, как балерину, хоть и из Хабаровска. Главное, по её словам, пережить пандемию, которая сбила все планы, и двигаться дальше.