«У меня не было юности»: воспоминания труженицы тыла и ветерана пожарной охраны Татьяны Чирко

Подъем в пять часов утра, 12-часовой рабочий день, изготовление деталей для авиабомб и танков. Не каждому взрослому по силам такой труд, а во времена Великой Отечественной войны в тылу так жили недавние школьники, которым пришлось забыть про учёбу. Среди них была и жительница Хабаровска Татьяна Кирилловна Чирко. Мы встретились с ней накануне Дня Победы и поговорили о её трудовых подвигах и жизни в те роковые сороковые.  

«У меня не было юности»: воспоминания труженицы тыла и ветерана пожарной охраны Татьяны Чирко

– Родилась я в 1928 году в Амурской области, недалеко от станции Архара, там есть деревня Ерахта. В семье нас было пятеро детей. Папу как хорошего специалиста в 1933 году пригласили в Хабаровск работать на Водоканале, – вспоминает ветеран. 

Когда семья переехала, пришлось ютиться в небольшом сарае. Было очень тесно и неудобно проживать в таких условиях, но вскоре им дали квартиру на ул. Кавказской, где и прошли детские годы Татьяны Кирилловны.

– Поступила я учиться в начальную школу №22, потом меня перевели грызть гранит науки в школу №10, что на ул. Запарина. Закончила там седьмой класс в 1942 году, но учёбу пришлось оставить, пошла в трудовую жизнь, – рассказывает Татьяна Кирилловна. 

Со школьной скамьи на завод

Прямо со школы совсем ещё юных ребят отправили проходить медицинскую комиссию в Индустриальном районе. Самых здоровых отправили на заводы Хабаровска. Наша героиня получила путёвку в бронетанковый ремонтный завод №105.

– Нас привели строем, дали в руки молотки, которыми мы должны были бить кирпичи на мелкие кусочки. Они нужны были для подготовки площадки под станки, которые тогда поступали с европейской части страны. Кирпичи пришлось таскать на себе с недостроенного Дома культуры рядом с нашим заводом. Я была крепкой девочкой и меня определили в группу токарей, – делится ветеран.

Опытные мастера учили ребят как работать на станках, преподавали теорию по всей физике. Учебные классы были при заводе. После обеда детей вели в цеха. Потом начались экзамены. Татьяна Кирилловна получила категорию токаря четвёртого разряда.

– Нас привели в секретный цех, просто так туда нельзя было попасть, нужны были специальные документы. А у меня даже не было паспорта. В завод заходили по метрикам. У меня они до сих пор сохранились. Когда мне исполнилось 16 лет, я получила свой первый документ гражданина СССР, – жизнерадостно улыбается бабушка.

Девушка трудилась на станке по 12 часов без пересмены. Работа начиналась зимой – с 8 часов утра, летом – с 7 надо было уже стоять на передовой. Было тяжело весь день находиться на ногах, спина болела, но деваться было некуда.

– Мы делали тонкую резьбу на стаканчиках. Даже не знали для чего это нужно было. Только после войны стало известно, что в них вставляли запалы авиабомб, которые на нашем заводе изготавливались. Потом поступили с Запада танки, их тоже мы ремонтировали, – вспоминает Татьяна Кирилловна.

Больные ноги напоминают о войне

По словам ветерана, на заводе, в цехах было постоянно холодно, а специальной одежды не выдавали. Для Татьяны мама пошила тёплые чуни, которые вложили в калоши.

– У меня ноги до сих пор болят, суставы все ноют. А греться мы тогда ходили в другой цех по соседству с нашим, где делали эмульсию. Так и жили. Мастер нас успокаивал: «Дети, забудьте слово «не могу», есть только «надо». Под таким девизом работали, – сквозь слезы улыбается ветеран.

На обед времени было мало. Ребята приходили в столовую со своими чашками. Хлеб получали по карточкам. Татьяне Кирилловне, как рабочему доставалось 600 грамм.

– Нас кормили прожаренными и потом заваренными отрубями. Это блюдо называлось «затируха». Нужно было быстро есть и возвращаться обратно к станку. Помню, в те годы у моей сестры родилась дочь, так я умудрялась отливать в папин судок половину еды, чтобы она смогла покормить ребёнка, – рассказывает наша собеседница.

Начало войны ей запомнилось на всю жизнь. Брата сразу забрали в армию, а отец получил бронь, как работник Водоканала. Остались одни женщины.

– После окончания войны нас отпустили с завода. Я вернулась в родную школу и закончила 11 классов. Мне было 17 лет. Юности, можно сказать не было – всё прошло на заводе. Помогали маме по хозяйству. Тогда стало спокойно жить, даже бегали на танцы. И вскоре я познакомилась со своим будущим и любимым мужем Сергеем Матвеевичем Чирко, – смущается женщина.

Мирная жизнь

Супруг, как оказалось, воевал с братом Татьяны на 1-ом Дальневосточном фронте в составе 220 отдельного артиллерийско-пулеметного батальона. Получил звание старший сержант. Был награждён медалью «За победу над Японией» и орденом Отечественной войны II степени.

После демобилизации вернулся домой и в 1948 году молодая пара сыграла свадьбу. Вместе они прожили 53 года в любви и согласии. Муж пошёл работать кондитером на хлебозавод. Татьяна Кирилловна устроилась в военном представительстве при заводе, работала в разных должностях в УВД, НКВД и ХОЗО. Вскоре родились дети, а там и внуки.

– В пожарную охрану я пришла в 1972 году, была финансистом в управлении пожарной охраны УВД Хабаровского крайисполкома. Так и проработала на должности начальника финансовой части до самой пенсии. На заслуженный отдых ушла в 67 лет, – улыбается ветеран.

Семья Чирко занесена в «Книгу Памяти» о жителях Хабаровского края, как ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, те, кто служил Родине на фронтах и в тылу.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру