Хабаровские автобусы проверили «на валидатор»

Не умеют или не хотят?

Система безналичной оплаты проезда «Электронный проездной – Хабаровск» работает в краевом центре больше года. Терминалами-валидаторами оснащены 100 процентов городских маршрутов. Но иногда расплатиться транспортной картой в автобусе не получается.

Не умеют или не хотят?
Фото: News DKS

Вновь вспомнили после, казалось бы, успешного введения новой техники, в начале марта 2019 года. Тогда водитель автобуса 14-го маршрута высадил группу школьников, которые хотел оплатить проезд с помощью браслета, но оплату не приняли, ссылаясь на неработающий валидатор.

Сразу после того, как информация об инциденте распространилась по соцсетям и СМИ, мер Хабаровска Сергей Кравчук распорядился: если валидатор не работает, то пассажир едет «зайцем». Подключились и другие органы и ведомства, которые еще проводят проверку. Владелец маршрута №14 оперативно отчитался о том, что водителя уволили.

Между тем, еженедельно сотрудники хабаровского межотраслевого навигационно-информационного центра выходят на проверку общественного транспорта. В рейде отрабатывают жалобы пассажиров, мониторят санитарное состояние автобусов, проверяют навигационное оборудование. При этом выявляют большое количество однотипных нарушений.

— Как минимум в одном из 10 проверенных автобусов валидатор показывает неверный рейс, — рассказывает Павел Тесельский, директор МБУ «ХМНИЦ». — Это значит, что кондуктор, приехав на конечную остановку, не сделал смену рейса. Для пассажира это чревато тем, что проехав утром в автобусе, вечером, возвращаясь на той же машине, он не сможет оплатить проезд транспортной картой. Некоторые кондуктора этим пользуются, исподтишка саботируют систему, и вынуждают пассажира платить «наличкой».

Впрочем, не всегда за такой ошибкой стоит недобрый умысел. Кто-то, не смотря на «ликбез», проведенный перевозчиками и администрацией, еще просто не научился пользоваться терминалом. Если вы знаете, что баланс на транспортной карте в плюсе, в этом автобусе вы сегодня уже катались, и терминал упорно отказывается печатать чек – посоветуйте кондуктору сделать смену рейса.

Еще одно попадающееся нарушение: в билете указан иной номер маршрута

— Такие нарушения единичны, но тоже встречаются, — продолжает Павел Тесельский. — Недавно наш сотрудник проверяла маршрут, принадлежащий компании «Вираж-1», и обнаружила, что в валидаторе «забит» неверный номер маршрута – 14-й вместо 34-го. Оба направления принадлежат одному и тому же перевозчику, но, во-первых, это неверные данные в работе системы, во-вторых, для пассажира, опять-таки, это может вызвать проблему. Например, если вы, не дай бог, попали в автобусе в аварию, неверный номер рейса в билете может лишить вас выплаты страховки.

Оплачивая поездку в общественном транспорте, нужно не только требовать билет, но и внимательно изучать его. Клочок бумаги подтверждает ваше право проезда, в нем должны быть указаны информация о перевозчике, номер маршрута и стоимость проезда. Иногда (довольно редко, но все же случается) стоимость проезда в автобусе – 30 рублей, а кондуктор выдает чек на 25. В этом случае вы не обязаны платить больше того, что указано в билете. И обязательно сообщите об этом факте в управление транспорта или в навигационно-информационный центр.

Сегодня только пригородные маршруты (например, №107, №100 – находятся в ведении края, а не города) не имеют терминалов. В остальных автобусах, троллейбусах и трамваях можно расплатиться «по безналу». При оплате поездки транспортной картой работает накопительная скидка. Предоставляя ее, перевозчики действуют в рамках закона.

— Цены разной нет, есть скидка. По транспортной карте — как бы там ни было — есть бонусы. И те люди, которые ездят постоянно и регулярно — эти бонусы накапливают, — говорит Сергей Суковатый, начальник управления транспорта администрации Хабаровска. — Перевозчик предоставляет скидку в рамках одной цены. Это то же самое, как мы возим малоимущие семьи, имеющие детей – с 10 до 16 часов за 15 рублей.

Справка МК:

Что стоит знать недовольному пассажиру, отправившему жалобу перевозчику?

По закону срок рассмотрения заявления составляет 30 дней. Перевозчик вправе продлить его еще на месяц, если, например, «разбор полетов» требует больше времени, но об этом он должен письменно уведомить заявителя.

Если в обращении есть несколько пунктов, по которым вы хотите получить развернутый и обоснованный ответ, перевозчик обязан ответить на каждый, а не ограничиваться отпиской «нарушений не выявлено». Спорные ситуации возникают каждый день.

Кондуктора и водители – тоже люди. Но культуру поведения в общественном транспорте все же стоит соблюдать. Если у вас есть предложения по улучшению работы системы – направляйте их в управление транспорта администрации Хабаровска по адресу: ул. Ким Ю Чена, 44.

В случае возникновения конфликтной ситуации – звоните оператору МБУ «ХМНИЦ» по телефону 91-02-02, или, если дело вечером, диспетчеру по круглосуточному телефону 91-02-07.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру