Среди приглашенных гостей были духовные лидеры из дальневосточных регионов, республик Северного Кавказа, Дагестана, Татарстана и даже Узбекистана. Поучаствовали в работе форума и представители русской православной церкви, буддистской и еврейской общин, поскольку без межконфессионального сотрудничества в частности в сфере противодействия экстремизму – никуда.
Как отметил руководитель СУ СК России по Хабаровскому краю Пётр Решетников на одной из секций, в регионе увеличивается количество экстремистских преступлений. Если за весь прошлый год суды рассмотрели 14 подобных дел, то за несколько месяцев 2018-го краевой СУ СКР возбудил такое же число уголовных дел, шесть из которых связаны с террористической деятельностью.
Одна из секций форума была посвящена работе СМИ и духовных лидеров ислама по совместному противодействию религиозному радикализму. Однако конструктивным диалогом в заявленном формате круглого стола как-то не веяло.
– Откуда вообще взялось понятие религиозный экстремизм? Все это с подачи СМИ. Но никакого религиозного экстремизма не может быть. Еще одно понятие «джихад» пресса использует как «священную войну» мусульман. Но на самом деле, никакого понятия священной войны в Коране нет, и сам ислам никогда и нигде не призывает к насилию и тем более обращению в свою веру, – горячно разъяснял Рустем Валиуллин, первый заместитель муфтия республики Татарстан. – А после чеченской компании прижилось в прессе слово «боевик». Что такое боевик? Это жанр кино! И если совершен террористический акт, то его совершили преступники, террористы, но никакие не боевики!
Другой эксперт объяснил, что с точки зрения арабского языка «джихад» – это борьба, усилие. В Коране есть понятие джихада против агрессии. И вообще, понятие «джихад» встречается в Коране четыре раза, в то время как «рахма» – милость – упоминается 73 раза. А террор и экстремизм не имеют ни религии, ни национальности. Другой спикер вовсе отметил, что никогда в мировой истории не случалось войн из-за религий, которые проповедуют лишь добро, милость и общечеловеческие ценности.
Вероятный и оправданный пример использования слова «джихад» привел Ахмад хазрат Гарифуллин, председатель Духовного управления мусульман Дальнего Востока. В мае 1942 года на съезде Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири муфтий Габдрахман Расулев официально объявил джихад гитлеровской Германии.
Но самих мусульман интересовали не совсем эти понятия, а более приземленные вещи, которые в Коране не просчитаны и не упомянуты. Один из участников круглого стола, приехавший на форум из Магадана, так и спросил у экспертов: почему мусульман считают чуть ли не террористами и негативно к ним относятся? И спикеры вновь сошлись во мнении, что виноваты, в частности, СМИ. А сами мусульмане долго терпели, и не запрещали использовать такие сомнительные понятия, но теперь все изменится.
Опасения и предположения гостя из Магадана тут же подтвердила представительница Приморья.
– Знаете, уважаемые духовные лидеры, вот у нас – светская страна. Но когда я разговариваю с уроженцем Узбекистана, например, то он мне говорит, что многоженство – это нормально, и что к нам можно относиться с пренебрежением. И это в моем родном Приморье! Не должны ли представители мусульман с уважением относиться к нашей культуре и традициям? – с некоторым недоумением спросила женщина.
Ее точку зрения подтвердил и Николай Дроздов, преподаватель Хабаровской духовной семинарии. Мол, когда его родители жили в преимущественно мусульманском регионе, то к ним там относились не совсем дружелюбно.
После такого вопроса среди спикеров на несколько долгих секунд повисла тишина. А затем Ибрагим Рахматжонович Иномов, заместитель председателя управления мусульман Узбекистана, осторожно начал: «Ну и Узбекистан – светская страна»…