Отказ от «живых» денег, по мнению властей, выгоден перевозчикам, поскольку позволит увеличить выручку на 15 процентов. Это те деньги, что идут на зарплату кондукторов, а также те средства, что они, предположительно, частично присваивают себе.
– Деньги за проезд мы не присваиваем, – опровергает кондуктор автобусного маршрута № 24 Светлана Ковальская. – Зарплата у нас низкая, а потому желательно, чтобы работу нам оставили. Наверняка, такая возможность есть.
Кондукторы на линиях пока еще есть в тех городах, где систему оплаты по карте только испытывают, как, например, в Новосибирске и Екатеринбурге. Приживутся ли платежные карты в краевой столице, и как именно они будут выглядеть и работать, в хабаровском управлении транспорта пока только решают.
– На данном этапе кондукторов никто не уберет. Сразу уйти от наличных денег не получится, – заявил начальник управления транспорта администрации Хабаровска Сергей Суковатый.
После командировки в Южно-Сахалинск, где систему уже тестируют, хабаровскими транспортниками решено – оплачивать проезд пассажиры будут именно пластиковой картой. Это дешевле и практичнее, чем установка турникетов, как в Москве.
– Москва – это особый город. Денег они не считают и могут себе позволить то, чего не можем мы. Естественно, мы будем переходить на карточки, сначала банковские, а затем специальные транспортные, – добавляет Сергей Суковатый.
Уже в этом году систему планируют опробовать на трёх муниципальных маршрутах. В том, что это необходимо, было заявлено недавно на международной транспортной конференции, прошедшей в Хабаровске. Именно переход на безналичный расчёт должен дать толчок транспортной реформе, которая призвана облегчить путь пассажира в нужную точку, особенно в часы пик.
– 39 минут на автобусе или троллейбусе, 26 минут на машине – именно столько времени, по статистике нашего института, тратят хабаровчане в пути на работу. Плановое проведение транспортной реформы с созданием развязочных узлов, чему поспособствует переход к проезду по единой транспортной карте, позволит сократить время пассажира в дороге на 20 процентов, – заявил в ходе конференции Вадим Донченко, научный руководитель ОАО «НИИАТ» Москвы.
Планируется создать 13 пересадочных пунктов в разных районах города. А система проезда по карте в конечном итоге, по заверениям ученых ТОГУ, позволит, как в московском метро, единожды оплачивать проезд и пересаживаться на другие «ветки».
– Безнал позволяет на новом уровне проводить оплату труда, не увеличивая затраты наших пассажиров, – рассказал модератор конференции профессор Игорь Пугачёв, проректор по научной работе ТОГУ.
Однако, как и всякое ноу-хау, эта система несовершенна. Как считают общественники, она может ударить по карману пассажиров.
– К сожалению, обслуживание терминалов всей системы безналичного расчета на самом деле не бесплатное. Разные компании предлагают разные проценты, в среднем от шести до восьми. Эти проценты перевозчик, конечно, вынужден будет закладывать в тариф. При стоимости проезда в 25 рублей это примерно 2 рубля, что для многих категорий граждан весьма ощутимо, – говорит Светлана Тремасова, председатель правления ассоциации пассажирских перевозчиков Хабаровска. – В соседней с нами ЕАО уже есть случаи, что терминалы зависали, и пассажиры проезжали бесплатно, к негодованию перевозчика.
В споры о плюсах и минусах безналичной системы оплаты проезда уже включились и те, кому в будущем предстоит непосредственно соприкоснуться с ней, – водители общественного транспорта.
– Безналичный расчёт – это полный мониторинг. По показаниям считывающих устройств, фиксирующих километраж и количество проехавших, можно будет сделать выводы о том, какой маршрут снять и какой добавить. Но ради этого придется скорректировать графики движения. Поскольку водители будут тратить время в пути на обслуживание терминалов, – размышляет водитель автобуса Алексей Яблоков.
Мнения же пассажиров «за» и «против» разделились.
– Вот начинаешь иногда считать мелочь, очков с собой нет, и не видно ничего. А так карточкой расплатился, и уже легче, – оптимистично смотрит в будущее хабаровчанка Галина Александровна.
– Я люблю наличку, люблю пользоваться деньгами. Я человек уже в возрасте, мне безналичка неудобна, – сетует пенсионерка Ирина Петровна.
По подсчетам мэрии, чтобы оборудовать системой безналичного расчета весь общественный транспорт Хабаровска – и муниципальный, и частный – потребуется более 50 миллионов рублей. Денег на это пока нет ни в городском, ни в краевом бюджетах, поэтому к проекту планируется привлечь инвесторов.