КУЛЬТУРНЫЙ ЭТАП
Стальные двери, толстые решетки столетней тюрьмы в центре Хабаровска. Стандартная процедура досмотра: паспорт, телефон, оружие, запрещенные предметы - сдать, бирку с номером ячейки взять. В зеркало посмотреть. Достать все металлическое из карманов, рюкзак открыть, подошвы ботинок показать. Привычно для тех, кто периодически заходит в СИЗО, но не для студентов Хабаровского института искусств и культуры. Чем больше молодых девушек отсекается от внешнего мира лязгающими запорами узилища, тем напряженнее шутят оставшиеся.
Оперуполномоченные на крылечке, дожидающиеся своей очереди на вход (входить строго по два человека), с недоумением оглядывают ансамбль, в основном состоящий из молоденьких девушек с футлярами музыкальных инструментов, парами входящий в хабаровский централ. Хабаровский централ - это название, использующееся в определенных кругах, СИЗО № 1 - почти официальное, а вот Наталья Купалова предпочитает другое - тюремный замок. Век с небольшим назад именно так называлось это сооружение, стоящее тогда еще на окраинах Хабаровки, которая вот-вот должна была стать городом.
Идем узкими проходами узилища к небольшому подвальчику, когда-то он использовался как тюрьма для пересыльных, потом карцеры, говорят, даже в одно время и как расстрельный, но это просто версия, никаких официальных данных по этому поводу нет - историки считают, что расстреливали во дворике рядом. Сейчас же здесь располагается уникальный музей того самого тюремного замка со 138-летней историей. Кстати, хабаровский централ пользовался неплохой славой среди заключенных вековой давности. Здесь мыли, проводили санобработку и даже имелась своя «пропарочная», позволявшая избавляться от паразитов в одежде. Прямо санаторные условия по тем временам.
ДУШЕГУБЫ И АРТИСТЫ
Кто только не сидел в хабаровском замке, дожидаясь решения своей судьбы. Тут и маститые душегубы того времени - и этого, кстати, тоже. Тот же Цеповяз из банды Цапка читал тут статьи про пчеловодство, с интересом разглядывая пробегающие мимо трамваи через зарешеченное окно двухместного «номера». Были и политзаключенные, и артисты. Например, гениальный трубач Эди Рознер. Рассказывают, что, когда его привезли, один из местных авторитетов узнал трубача, посадил поближе к себе и попросил сыграть. Тот пожаловался, что у него украли все вещи и даже трубу, с которой он никогда не расставался. Через полчаса виртуоз был сыт, одет, обут и прижимал к себе свой любимый инструмент. После этого Рознера и его вещи никто и пальцем не смел тронуть. Байки, легенды, слухи - тут ими все переполнено.
Толстенные стены из выщербленного временем красного кирпича, тоскливый звук капели и надзиратель позапрошлого века - Василий в фуражке и с наганом на шнурке. Так встречает посетителей этот необычный музей, работающий в действующей тюрьме. Широкий коридор, узкие железные двери и кандалы на стенах. А еще - уникальные фотографии той эпохи. Предки так же, как и мы, не были лишены честолюбия, применяя в стенах узилища новейшие по тем временам технологии, чтобы оставить свой след в истории. С одного снимка скалится в усы здоровый мужик, выставляя перед собой кнут. Прям натуральный палач. Под фотографией подпись: «Палач». Ну, понятно. На другом снимке мускулистый заключенный в трусах поднимает к небу две гири, держа зубами штангу. Подпись: «Атлет». Есть снимок чисто выбритого товарища Греся Ф. Ф. в форменной «барашковой» ушанке, рядом он же - небритый в ватнике и с номером заключенного. Sic transit gloria mundi.
- Глория - очень непостоянная дама, шутит сопровождающий, заметив, что именно я рассматриваю. - Просили как-то высокого чиновника с визитом к нам, ждали, он все времени не находил. Потом все-таки приехал, вот только уже не по своей воле.
- Давно? - спрашиваю.
- Недавно, - пожимает плечами сопровождающий.
Кажется, я понимаю, о ком речь. Таких историй тут воз и маленькая тележка. Хоть включай посещение музея в обязательную программу обучения студентов-чиновников. Экспозиция подобрана со вкусом, с душой. На полу стоит огромный бюст Сталина с отколотым кончиком носа, весом под два центнера. Сделан из бетона заключенными еще в тридцатых или сороковых годах. Заносили его сюда уже их последователи, на руках. Макушка у вождя блестит сильнее, чем все остальное.
- Это заключенные с нетяжелыми статьями, которые у нас на хозработах, а заодно и мне здесь помогают, натерли, - объясняет Наталья Купалова, методист музея. - У них, видите ли, примета появилась: погладишь Иосифа Виссарионовича по голове, и УДО гарантировано. Раньше в музей коврижкой не заманишь, все-таки не кухня, а теперь отбою от помощников нет.
- Не обидно, что посетителей с воли мало? - интересуюсь у смотрителя необычного музея.
- Почему мало? - вопросительно вскидывает брови Наталья. - Отбою нет! Даже отказывать приходится. Правда, в основном тут те, кто изучает юриспруденцию, и курсанты школы милиции. Им по профилю надо.
- Получается, что нашим артистам повезло? - усмехаюсь я.
- Повезло, - без тени улыбки кивает головой хранитель истории.
КОНЦЕРТ С ДОПРОСОМ
«Везунчикам» в полутемном подвале пока явно не по себе. Сбились кучкой и осматриваются. А из камер на них нарисованными глазами таращатся заключенные. Манекены делали сами, волосы и бороды настоящие - из остриженных волос местных сидельцев. Некоторые вещи тоже когда-то носили заключенные. Действительно не по себе. А тут еще рассказы о привидениях в темнице. Дверь заперта, периметр под охраной, а отсюда звуки, голоса и пахнет табаком. Когда поставили пожарную сигнализацию, она часто срабатывала - на дым. Забегали, открывали двери, а никого и нет. Только экспонаты весело поблескивают глазницами, и носки у них постоянно протираются на подошвах. Жуть. Студенты смотрят на каторжников, каторжники на студентов, а по спине пробегают мурашки. Но методист долго предаваться мистическим настроениям не дает, собирает посетителей и уводит на экскурсию.
Уж кому-кому, а ей есть о чем поведать. Наталья Купалова отработала в этом заведении более двадцати лет. Пришла по объявлению в девяностые, когда их проектный институт на ладан дышал и денег там не платили, да так и осталась. Сначала просто сотрудником СИЗО, затем смотрительницей музея. Навидалась всякого, теперь рассказывает. Мало ли, может, артистам в их работе пригодится? Сразу после небольшой ознакомительной прогулки - игра. Часть студентов и преподавателей запирают в камеру, часть надевает пилотки и берет опросные листы. Теперь они будут надзирателями, и их задача - опросить и подготовить к заключению в СИЗО банду гастролеров, маскирующихся под артистов. По ориентировке это ОПГ, особо опасные, обладают способностями задурить людям головы и втереться в доверие. Так что надо быть бдительными.
Артистов доставали по одному и опрашивали, тщательно фиксируя показания. Главарь - Жужа, рассказала все, что знала: и где родилась, и где росла, призналась, что очень любит музыку, и даже сыграла на гитаре, пытаясь разжалобить персонал заведения. Вот только в создании ОПГ признаваться отказалась, поэтому сотрудники хоть и расчувствовались, но не разжалобились. Как выяснилось, в тюрьму доставили целый ансамбль. После игры в полицейского и вора артисты провели в стенах тюрьмы настоящий «подвальник». Это то же самое, что квартирник, только в подвале. На удивление, тюремные баллады не пели, зато о любви сколько угодно. Даже на балалайке сыграли.
СОГЛАСИЛИСЬ И НЕ ПОЖАЛЕЛИ
- Приглашение оказалось достаточно необычным. Мы сначала подумали, что петь будем для тех, кто находится в предварительном заключении, хотя и к этому тоже были готовы. Ну а, вообще, нам все интересно. И посмотреть на все новое, на людей здесь. Опыт очень интересный и для студентов, и для меня. Я не могу сказать, что здесь испытываешь ощущение какой-то тяжести, давления. Просто любопытно. Если еще позовут - придем. Для нас это практика концертной художественно-творческой деятельности и практика близкого взаимоотношения с людьми. Есть понятие сцены, а есть понятие бытового живого исполнения, и они не так к нему привыкли, как к сценическому. Я всегда за то, чтобы быть как можно ближе к людям, - поделилась впечатлениями Татьяна Попова, доцент кафедры дирижирования народного эстрадного музыкального искусства.
Если поначалу артисты чувствовали себя немного скованно, то затем разошлись и перестали обращать внимание на тюремные стены. Освоились. Оказалось, что из монстров в СИЗО только привидения, а люди здесь работают вполне нормальные и даже веселые.
- Идея пригласить артистов родилась в следственном изоляторе, у нас тут работают очень креативные люди. В частности, Наталья Владимировна, руководитель музея, которая всегда ищет нестандартные формы для того, чтобы рассказать об истории нашего тюремного замка, о нашей службе. К нам приходит молодежь, а у молодежи должно формироваться правильное отношение к уголовно-исполнительной системе. Не секрет, что сегодня по телевизору в фильмах, средствах массовой информации сотрудников уголовно-исполнительной системы показывают с нелицеприятной стороны. На самом деле это большой и важный труд, поскольку они каждый день рискуют своей жизнью, работая с преступным миром, противостоя этому миру, защищая наше государство и людей, которые в нем живут. И студенты должны это знать и видеть. Тем более это артисты, которые, возможно, будут показывать наших сотрудников, так лучше они узнают о нашей службе из первых рук, - рассказала о целях, которые ставили перед собой сотрудники, организовавшие «подвальник», Татьяна Исайчева, заместитель начальника отдела по воспитательной и социальной работе с осужденными УФСИН России по Хабаровскому краю.
Интересно, что изначально в группе студентов должен был быть парень, но узнав, где придется выступать, под благовидным предлогом отказался. Вот и остались девушки в одиночестве. Впрочем, никто о визите в СИЗО не жалеет.
- Я была на гастролях с филармонией, позвонила завкафедрой и предложила поиграть. Я согласилась. Почему бы и нет? Обыграться всегда надо. Если честно, она сначала не сказала, что это будет следственный изолятор, просто интересный музей. Я такая: «Ну ладно, хорошо, сходим». А потом, когда узнала - странно, но… хорошо. Достаточно интересно, атмосфера чувствуется, но она не сильно гнетет. Если позовут, то опять приду. Раньше ни в «подвальниках», ни в квартирниках не выступала, в основном на сцене, так что это интересный опыт. И посмотрела экспозицию, и в допросе поучаствовала в качестве подозреваемой, и сыграла. Необычно, но мне понравилось, - рассказала Юлия Лысяк, музыкант.
Вообще-то, этот подвал в СИЗО музеем все называют больше по привычке. Создавалось все как музей, какое-то время работало как музей, но сейчас ситуация немного изменилась, и теперь это правильно называется «Постоянно действующая экспозиция по истории следственного изолятора № 1 города Хабаровска, филиал музея развития уголовно-исполнительной системы на Дальнем Востоке». Но так слишком много букв - по старинке как-то привычнее и ближе.
- В управлении у нас тоже музей, и ему уже больше 20 лет. Что касается различных придумок, то, конечно, не мы одни это делаем. Поначалу, когда возникает эта идея, некоторые не понимают - мол, что за ерунда, но затем, к всеобщему удовольствию, все получается. Мы очень любим работать с преподавателями института культуры, они ко мне всегда стараются приводить своих студентов. Они очень любят ко мне приходить - тут можно покреативить, какие-то идеи подсмотреть, и с ними очень легко работать - всегда идет диалог, полезный и для них, и для нас.
- Идея с ОПГ, которую сегодня изображали студенты, имеет под собой какую-то реальную подоплеку?
- Ну можно сказать, что да. Как-то в девяностые годы к нам в СИЗО привезли целый молодежный ансамбль. Не буду говорить, какой, потому что они еще иногда выступают. В Хабаровск приехали псевдоартисты, представлявшиеся известной группой, собрали целый стадион, но, когда вышли на сцену, люди поняли, что их обманули. Наряду милиции пришлось забрать этих артистов и спрятать в СИЗО, чтобы спасти от разъяренных людей. Они тут немного посидели, переждали народный гнев и укатили восвояси. Что касается этого концерта, оказалось, что наш подвал - не самое худшее место для выступлений. Артисты сами подобрали репертуар, и романсы подошли как нельзя лучше. И звучание было на высоте, хоть и без микрофона, но как лился звук, слышали? Как будто сами стены их слушали. Мне кажется, даже наши арестанты-манекены в своих карцерах притихли, заслушались. Может, не будут больше хулиганить? Да и артисты, мне кажется, остались довольны, - считает Наталья Купалова.
Ну и еще один повод спеть в таком необычном месте - День работников СИЗО и тюрем, который отмечается в последний день октября. Вот и придумали «подвальник». Концерт сняли и потом покажут всем, кто не сможет прийти на торжественное собрание.
Читайте также: Музыка для каменных сердец: певица Лилия Евсеева дала концерт в колонии Хабаровска. Православная певица верит, что песни, которые она поет, нужны тем, у кого сердце сокрушено