- Новый поворот
- Мастер-план
- Международное сотрудничество
В 2019 году было озвучено предложение о распространении на Большой Уссурийский остров режима территорий опережающего развития. В 2020 по заказу АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» разработаны проекты концепций развития российской и китайской частей острова Большой Уссурийский. В 2021 году Михаил Дегтярев предложил идею строительства на прикорневом берегу Амура, возле выхода «Обхода Хабаровска», сухого порта - терминала, непосредственно связанного автомобильным сообщением с речным портом. Проект натолкнулся на отсутствие фондов и был отложен, но не забыт.
Новый поворот
В мае 2024 года Россия и Китай подписали единую концепцию развития острова Большой Уссурийский по итогам российско-китайских переговоров. Концепция проекта двух стран по развитию острова была подписана в присутствии Владимира Путина и Си Цзиньпина. Также в присутствии лидеров РФ и КНР подписан меморандум о содействии развитию сотрудничества в сфере инфраструктурного и инженерного строительства. А уже в сентябре 2024 года Владимир Путин на пленарной сессии ВЭФ объявил, что проект включает образование логистического, научного и туристического центра. На российской части острова также предполагается создать парк Дружбы народов. Однако такая масштабная задача невозможна без федерального финансирования.
- Концентрация финансовых ресурсов в бюджетах субъектов РФ обеспечивает представительным и исполнительным органам власти регионов финансовую основу для осуществления своих полномочий, - отмечает доцент кафедры экономики и цифровых технологий ДВИУ-филиала РАНХиГС, кандидат экономических наук, председатель Общественного совета комитета государственного финансового контроля правительства Хабаровского края Марина Ковалева. - Через бюджет формируются денежные фонды административно-территориального образования, что гарантирует выполнение задач общего для них назначения и создает финансовую основу для выполнения функций органов власти субъектов федерации. Создание бюджетов субъектов, также концентрация в них денежных ресурсов позволяет регионам страны формировать и проявлять свою финансовую и экономическую самостоятельность в части расходования бюджетных средств. Что является важным аспектом, обеспечивающим поддержание и развитие учреждений здравоохранения, образования, дорожного хозяйства, культуры, искусства.
Как объясняет эксперт, средства из региональных бюджетов используются для обеспечения направленного экономико-социального развития этих территорий. Для этого разрабатываются, реализуются региональные программы экономического и социального развития региона, такие как благоустройство поселков, деревень, городов, улучшение дорожной сети, поддержание историко-культурных объектов.
- Хабаровский край в настоящее время зависит от центра в финансовой и экономической составляющих: по сравнению с другими субъектами Дальнего Востока занимает промежуточное положение между сильной и слабой зависимостью от дотаций, - считает Марина Ковалева. - Экономический рост и экономическое развитие - взаимосвязанные понятия, но по значению разные. Что касается экономического роста, то статистика свидетельствует о том, что происходит устойчивый рост экономики на протяжении последних десяти лет, но при этом рост слабый. По России он такой с 2011 года, при этом на экономике Дальнего Востока отрицательно это никак не сказывается.
Мастер-план
Для того чтобы добиться высокого темпа роста, требуется немного времени, достаточно лишь на постоянной основе поддерживать высокий прирост государственных инвестиций. Тогда и высокий темп роста будет гарантирован с определенным значением мультипликатора. Но в любом случае при одном экономическом росте не произойдет никаких положительных сдвигов в развитии Дальнего Востока: бизнес не будет развиваться в нужном направлении, доходы не увеличатся, качество жизни останется на прежнем уровне, рост конкурентной производимой продукции не будет происходить в ряде случаев.
Сейчас эксперты оценивают возможный инвестиционный потенциал территории Большого Уссурийского острова в сто миллиардов рублей. Для реализации проектов будет разработан мастер-план. Его анонсировал министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
«Это проект международного значения. Проект не просто для Хабаровского края, не для города Хабаровска, это проект с нашим стратегическим партнером. <...> Это самая восточная точка Китая, при создании туристической инфраструктуры мирового уровня турпоток может быть бесконечным. <...> Первым шагом будет создание мастер-плана, совместное создание между правительством Хабаровского края и Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики», - цитирует министра ТАСС.
Остров может стать площадкой для международной ТОР, которая предусматривает создание условий для реализации совместных с иностранными партнерами проектов по производству продукции с высокой добавленной стоимостью. Это учитывает ряд специфических особенностей: остров Большой Уссурийский расположен на Амуре. По нему пролегает граница между Россией и Китаем, часть острова входит в городскую черту Хабаровска. Сроки строительства грузопассажирского пункта пропуска определены на 2025-2027 годы.
На территории острова планируют размещение туристско-рекреационных комплексов, центра международного сотрудничества, включая конгрессно-выставочные пространства, отели, креативный кластер.
Ожидается, что к 2030 году грузооборот через остров достигнет 1,3 миллиона тонн, и пассажиропоток - почти 1,5 миллиона человек.
- Основными направлениями сотрудничества на острове Большой Уссурийский станут совместные уникальные проекты по защите окружающей среды и выращиванию уникальных сельскохозяйственных культур, также подразумевается создание международного транспортного коридора, включающего автомобильный пункт пропуска, подъездные автодороги, транспортно-логистические объекты, - комментирует Марина Ковалева. - Кроме того, в рамках развития острова будет вестись сотрудничество в сфере науки, образования, медицины, здравоохранения, биоэкономики, цифровой экономики и IT.
Международное сотрудничество
Как рассказал губернатор региона Дмитрий Демешин, объекты логистики, промышленности, связанные с созданием транспортного коридора через остров, будут развиваться на коренном берегу. На первом этапе до 2030 года будут созданы объекты транспортной, туристической инфраструктуры. В рамках второго этапа планируется создание финансовой, научно-технологической инфраструктуры, обеспечивающей сотрудничество с КНР.
- Мы хотим, помимо туристической и гостиничной инфраструктуры, создать действительно центр притяжения и науки, и индустриализации. И, конечно, это требует развития не только острова Большой Уссурийский, а в том числе и комплексного развития территории вблизи острова. Наш интерес - это развитие нашей промышленности, нашей индустриализации, в том числе исходя из международного партнерства. Поэтому, конечно, все эти вопросы увязаны со строительством инфраструктуры, - отметил он.
Очевидно, что первоочередная задача сейчас - это создание погранперехода на острове Большой Уссурийский. Его проектирование начнется уже в этом году. Завершить возведение планируется в 2026-м. На строительство подъездной автодороги к пункту пропуска уже получено заключение Главгосэкспертизы.
- Указанные направления будут способствовать стимулированию наполнения доходной части бюджета ДФО с помощью модернизации производственного, транспортного и строительного секторов и увеличения государственных инвестиций в ключевые отрасли, трансграничную, логистическую и социальную инфраструктуру. А также это привлечение большого количества частных инвестиций в местные производства с высокой добавленной стоимостью. Необходимо для этого также увеличить несырьевой экспорт, вместе с этим увеличивать производительность труда в федеральном округе, - считает Марина Ковалева. - Согласно национальной программе развития Дальнего Востока, считается, что, если до 2025 года привлечь инвестиций на 11,5 триллиона рублей, это станет толчком к увеличению их показателя в ВРП - с 30% до 50%. Этот приток может быть обеспечен такими секторами экономики ДФО, как горнодобывающий, нефтегазовый, лесной, рыболовный, авиационный, сельскохозяйственный, транспортный, логистический и, конечно, судостроительный.
Также, по мнению эксперта, для развития регионов ДФО необходимо реформировать налоговую систему, налоговую ставку, а также систему управления. В настоящее время новых вызовов следует обозначить основные стратегически важные направления в развитии Хабаровского края, обращая внимание на то, что жители региона действительно ориентированы на то, чтобы вкладывать свои силы в реализацию целей развития России, которые определяются уже сегодня.