На Дальний Восток сервисы маркетплейсов пришли позже, чем в центральную часть России. Основная причина этого в логистике. Большие расстояния и некачественные дороги здорово нивелировали выгоду от приобретения товаров на виртуальных площадках. Однако мир не стоит на месте. В ноябре 2023 года в Хабаровском крае на площадке ТОР «Авангард» заработал логистический центр Ozon.
А на ВЭФ-2024 губернатор Дмитрий Демешин подписал соглашение с основательницей Wildberries Татьяной Бакальчук о строительстве в регионе транспортного хаба маркетплейса. Все это не замедлило сказаться на популярности интернет-площадок среди жителей региона.
- К концу 2024 года число продавцов на маркетплейсах достигнет 700 тысяч, как прогнозируют эксперты, и 84% россиян предпочитают этот удобный вид торговли, - отмечает Марина Ковалева, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и цифровых технологий РАНХИГС. - Многие жители Дальнего Востока высказывают неоднозначное отношение к маркетплейсам, продолжая активно ими пользоваться. Но есть и доля критики по работе маркетплейсов и негативному влиянию в сфере торговой конкуренции. Розничный товарооборот в ДФО в первом полугодии вырос на 5% по сравнению с таким же периодом 2023 года. В некоторых дальневосточных регионах рост опередил среднероссийский. Важным фактором в поддержке местных производителей выступает удовлетворенность спроса и отсутствие дефицита.
Существующая бизнес-модель маркетплейса делает акцент на посреднике (в отличие от того же независимого интернет-магазина). Важное достоинство интернет-площадки для участников торговой цепочки заключается в том, что она умеет наиболее эффективным способом соединить продавца и покупателя, помогает им найти друг друга, позволяет товару или услуге дойти от первого до второго. Именно с этой целью маркетплейсы строят огромные склады и распределительные центры. Как полагает эксперт, рост маркетплейсов необходим для стимулирования социально-экономического развития страны.
- Применение накопленного опыта возможно в ДФО с поправкой на приоритеты национальной экономической политики, а также с учетом региональных особенностей развития: природно-ресурсного потенциала, отраслевой специализации, участия в международном разделении труда, - подчеркивает Марина Ковалева. - Необходимым условием является активная региональная политика, которую мы сейчас наблюдаем.