Несмотря на меры, принимаемые краевыми властями для сдерживания роста цен на жизненно важные продукты, инфляция берет свое. Почти ежедневно сотрудники в магазинах переписывают и переклеивают ценники то на одно, то на другое. И вроде бы каждый шажок невелик - тут рубль, там два, а общая стоимость потребительской корзины становится все выше. Если же добавить к этому, что ряд работодателей, пострадавших от санкций, вынужден оптимизировать бизнес, в том числе и отменяя или снижая премии, снимая надбавки или переводя сотрудников в режим частичной занятости или просто выплачивая заработную плату частями, неудивительно, что жители начали экономить на всем. В том числе и на местах покупки товаров.
К дискаунтерам эконом-класса жители относят такие торговые сети как «Светофор», «Амба», «Задарма», «Близкий» и им подобные. Сами владельцы объясняют - поддерживать комфортные для покупателей цены помогает большой оборот, низкая стоимость обслуживания помещения и завоз товаров бюджетного ценового сегмента. В обществе же отношение к товару «ноунейм» всегда было настороженное. Но, как говорится, голод не тетка, и, подсчитав свои капиталы, хабаровчане устремились в «Экономычи» и «Амбары». Вот что из этого вышло.
ОВЧИНКА ВЫДЕЛКИ НЕ СТОИТ
В семье хабаровчанки Ольги Н. основным добытчиком выступает супруг. Компания, в которой он трудится, поставляет запасные части из Японии. Беда пришла, что называется, откуда не ждали. Упали продажи, вырос доллар, и бюджет семьи Н. затрещал по швам. На семейном совете было принято решение перейти на закупку продуктов в магазинах «экономической доступности».
- Мы всегда берем продукты на неделю вперед по списку, - рассказала Ольга. - По мелочи докупаем потом у дома хлеб и молочку. Подсчитали, сколько денег можем потратить, решили, что возьмем только самое необходимое.
Ольга внимательно ознакомилась с ассортиментом и ценниками.
- Не сказать, чтобы стоимость продуктов сильно отличалась от того магазина, куда мы ходим обычно, - отмечает она. - Бакалея немного дешевле, да. Мясо дешевле - да, но такого качества, что брать я побоялась. А вот овощи оказались дороже, чем в нашем магазине у дома даже. И чай, и кофе. И стиральный порошок. В общем, сравнив чек из нашего обычного магазина и эконома, мы с мужем решили, что овчинка выделки не стоит.
НЕ ГОНЯЛСЯ БЫ ТЫ ПОП ЗА ДЕШЕВИЗНОЙ
Другая хозяюшка, Юлия, в бюджетном сегменте не новичок - в одиночку на зарплату администратора в салоне красоты двоих детей поднимать тяжело. Но и ее опыт оказался негативным.
- Я раньше частенько заходила в наш магазин, - поделилась своей историей Юлия. - Он прямо рядом с остановкой, удобно. Покупала крупы, макароны, молочную продукцию, растительное масло, конфеты детям. Иногда пельмени или вареники на ужин. Удобно и недорого.
По словам хабаровчанки, в сетевой магазин она заходила пару раз в неделю, и кассиры постоянную покупательницу знают в лицо. Но уже дважды расчет за покупки оборачивался для Юлии нервотрепкой.
- Я всегда проверяю чек после покупки, - рассказывает собеседница. - Привычка еще со времен участия в родительском комитете в детском саду. И вот на прошлой неделе, уже отходя от кассы, обнаружила в чеке лишнюю банку томатной пасты. Обратилась за помощью к администратору, дело-то плевое, оформить отмену чека и сделать возврат. Но оказалось, что для этого нужно написать заявление и объяснительную дирекции магазина. Правда, я так и не поняла, почему объяснительную должна писать я.
В следующий раз Юлия обнаружила в чеке расхождение между ценником на товаре и ценником в кассовом документе. Сумма разнилась почти на 50 рублей.
- Может, для кого-то это и копейки, - объясняет хабаровчанка. - Но для меня это деньги. Естественно, я снова обратилась к администратору. В этот раз мне пытались доказать, что просто не успели поменять ценник и возвращать ничего не должны. Разницу в конечном счете вернули после настойчивых просьб, но я для себя решила, что больше в этот магазин не пойду. Кто знает, как попытаются обмануть в следующий раз.
ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ
Обеих героинь нашего материала от посещения масс-маркета отпугнули вполне рядовые ошибки руководства. Как рассказала на условиях анонимности администратор одной из торговых точек, описанные ошибки давно носят системный характер.
- Условия работы таковы, что квалифицированный продавец к нам просто не пойдет, - объясняет женщина. - Смена по 12 часов два через два, коллективная материальная ответственность за недостачи, а недостачи бывают все время. У нас заявлена зарплата в 33 тысячи рублей, но честно скажу, получить ее за время моей работы никому из продавцов еще не удалось. Приходят люди с улицы, вчерашние студенты, без опыта, без понимания сервиса. Текучка страшная. Вы никогда не задумывались, почему касс много, а половина из них на стопе? Я вам скажу, почему. Персонала нет. И не особо стремятся его сохранять - раскидывают нагрузку на тех, кто работает. Принцип простой: не нравится - увольняйся. Естественно, люди чувствуют к себе отношение, месяц-два - и уходят. Пробить другой товар в чеке можно и случайно, и намеренно. Тогда после смены кассир просто заберет пробитое, либо оно уйдет в излишки и снова встанет на приход. А вот если пробит другой товар - будет пересортица, разница тоже уйдет в доход магазина.
Не поручимся, что все бюджетные дискаунтеры работают так же, как описанный выше. Но факт остается фактом - кассиров в таких магазинах и правда обычно недостает. Землякам же порекомендуем быть внимательными к своим деньгам и покупкам. В наше сложное время это может стать куда большим подспорьем, чем «бюджетные» магазины.