Воскресным утром меня разбудил телефонный звонок. Судя по номеру, звонили из Москвы. Вежливый мужской голос назвал мои фамилию-имя-отчество и сообщил, что у компании «21 век» есть для меня приятный сюрприз. Мол, за покупки, которые я совершала в крупных торговых сетях Хабаровска с 2014 по 2016 год, у меня накопилось аж 2000 бонусов, которые срочно нужно потратить именно сегодня.
Он предложил на выбор несколько видов французского парфюма, лазерный уровень, пылесос, часы и даже прибор для экономии электроэнергии! Все это меня не вдохновило. Я попросила перезвонить, но, услышав в ответ, что это невозможно, что решение нужно принять сейчас или никогда, иначе бонусы сгорят, выбрала «никогда».
Беда подруги
Спустя пару дней я позабыла о навязчивом продавце. И тут мне позвонила подруга, рассказавшая о такой же ситуации. Увы, она «клюнула на удочку» сладкоголосого зазывалы.
- Какой-то парень позвонил с московского номера и представился сотрудником «21 век». Предложил много всего на выбор. Когда я спросила, на каких условиях, он сказал, что мы заключим устный договор, в котором их компания, с одной стороны, обязуется отправить заказанный товар по почте наложенным платежом, а я, со своей стороны, обязуюсь его выкупить. Не знаю, какой черт дернул, я заказала духи. С этой их бонусной скидкой они стоили пять тысяч рублей, - рассказала Ирина.
Менеджер пообещал Ирине вложить в посылку сертификаты качества и оригинальности парфюма, а также добавить бесплатный подарок, который она также выбрала. Девушка согласилась. Ей сообщили, что товар отправят с ближайшего к ней склада, и уже на другой день Ира получила смс-сообщение - заказ отправлен.
Потом две недели ей каждый день звонили с разных номеров и сообщали, где находится посылка. И ежедневно напоминали, что ее надо оплатить и забрать. В день «Х» Ирина шла на почту, полная радостного предвкушения. Тем больнее оказалась действительность.
- Так как оплата была при получении товара - наложенным платежом, я не могла сначала посмотреть, что за товар, а потом уже заплатить. По сути, купила кота в мешке. И, когда увидела, что пришло, у меня был шок. Я заказывала духи известной фирмы, а получила какую-то подделку! Нигде не указан срок годности. На упаковке наклейка с надписями, а на оригиналах не наклейки делают, а пишут буквы прямо на стекле. Стеклянный флакон даже отлит плохо, с пузырями и заломами! И крышка у парфюма грязная, а сам аромат выветрился через пять минут, - возмущается она.
Ирина пыталась связаться с продавцом по номерам, с которых ей названивали, но, похоже, они работали в одностороннем режиме - никто не взял трубку.
- А ведь говорили, что если я усомнюсь в оригинальности товара, то мне его поменяют, - продолжает Ирина. - И, конечно, в посылке не было никаких сертификатов качества на товар. Это мошенники, меня просто обманули!
Коллеги по несчастью
Только теперь хабаровчанка заглянула в Интернет, где нашла много коллег по несчастью.
- Также попал на удочку! 2 декабря 2016 года позвонил мужчина и сказал, что у меня есть 2000 бонусов, предложил ряд товаров на эти бонусы. Я согласился на лазерный уровень Bosh, но надо доплатить 3490, я в инете посмотрел, что он реально стоит 9 тысяч. Пришла посылка, выкупил, а там китайский уровень за 600 руб., перевод на некоего Найгеборина Игоря Витальевича. И я почувствовал себя лохом! Не слушайте этих уродов, если позвонят с номера 8-499-703-41-16, - пишет Евгений.
- Я тоже попалась на этот развод, обидно до слез. Заказала любимые духи, а пришло не понять что! Прочитала отзывы, все как у всех, тот же адрес, та же фамилия, только номер телефона другой немного, - пишет Лилия. - Деньги уходят до востребования Найгеборину И.В., в Новосибирск, ул. Панфиловцев, 9. Тем, кто согласился купить товар, но не забрал его на почте, приходится несладко. Вежливые молодые люди становятся настоящими монстрами, просто терроризируют их многократными ежедневными звонками, угрожают судом и требуют сумму, намного превышающую стоимость заказа!
- Позвонили, сказали про какие-то 2000 бонусов. Развели меня на коктейль, в итоге я должна была выкупить его за 3740. Почитала на форуме, что это мошенники. Хотела отказаться, звонила туда, но, увы, не дозвонилась. Выкупать не стала. Теперь звонят с разных номеров, угрожают судами. Якобы я должна 12199 рублей! Из них 1729 - расходы компании, 470 - госпошлина, и 10 тысяч - услуги представителя. При их следующем звонке спрашиваю «какого представителя», на что мне девушка отвечает: «Я вам не скажу, на суде все узнайте». Вот теперь не знаю, что делать, - жалуется в интернете Юлия.
Совет специалиста
Мошенники ссылаются на статью 497 п.3 ГК РФ и грозятся передать данные не выкупившего посылку человека в федеральную базу должников, что, по их словам, в дальнейшем может помешать в получении кредита. Но это все уловки, чтобы покупатель пришел на почту за посылкой. Хуже другое:
- Закон о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем и конкретным исполнителем. Если же деньги отправляются какому-то частному лицу, то тут этот закон никак не работает, это первое. Второе - как правило, получатель денег находится в другом городе, и взыскать с него что-то практически нереально, - поясняет Алексей Кондратьев, замначальника отдела по защите прав потребителей администрации Хабаровска.
Так что, учтите, если вы купили что-то у Иван Иваныча Иванова, или Найгеборина Игоря Витальевича - физического лица, по интернету, телефону или лично - закон о защите прав потребителей вам не поможет. Впрочем, Уголовный кодекс никто не отменял, а значит, может помочь обращение в отдел полиции, прокуратуру и так называемый отдел «К» - подразделение МВД России, борющееся с преступлениями в сфере инфотехнологий.