Напомним, последние лет шесть городская администрация грозилась подарить землякам долгожданную альтернативу - помимо привычного испокон веков погребения смогут, мол, хабаровчане воспользоваться услугами цивилизованного крематория. Причем по приемлемым ценам. Однако подходил очередной громко объявленный в мэрии срок - и тихо выяснялось: есть проблемы с проектом, либо с заграничным оборудованием, ну или, естественно, с финансами, которых все время не хватает.
Наконец осенью прошлого года крематорий наконец-то заработал. И если поначалу кремация обходилась в шесть с лишним тысяч, то нынешней весной взлетела уже до 16370 рублей! Хотя, к примеру, в том же Владивостоке ценник почти в два раза дешевле - меньше 9000 рублей. Откуда такая разница?
Эти вопросом заинтересовались как простые граждане, так и пресса, ОНФ и прокуратура. В итоге все это вылилось в громкий, но малопонятный посторонним скандал, в результате которого 55-летний директор крематория Леонид Зорук уже нынешней осенью потерял свой пост.
Как писала в том числе и наша газета, по версии следствия, руководитель вступившего в строй похоронного предприятия почему-то не озаботился получением соответствующей лицензии и в итоге получил за год работы крематория незаконный доход в размере 7,5 млн рублей. Возбуждено уголовное дело, экс-директору грозит штраф до 500 тысяч рублей.
Впрочем, все это на расценках крематория никак не отразилось, а вопрос - «Куда при этом глядели ответственные лица в той же мэрии?» - остается открытым. Тем паче, вскоре выяснилось: размещение урны с прахом в ячейке теперь уже нового колумбария потянет еще почти на 80 тысяч рублей, а ежегодное содержание обойдется родственникам умерших в 5000 руб. В мэрии прилюдно озаботились вопросом снижения ценника, однако о прорывных решениях пока ничего не слышно.
Попутно напомним, что этой осенью кладбищенские дела еще дважды попадали в криминальную хронику. Так, на трассе Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре в конце октября сотрудники ГИБДД остановили автобус ритуального агентства за превышение скорости. Внутри оказался гроб, набитый банками с черной икрой - общим весом в 511 кг. Сотрудникам ритуального агентства грозит семь лет тюрьмы.
Также в начале ноября в Хабаровске вынесен приговор 50-летнему горожанину, который незаконно собирал денежные средства с десятка женщин, торговавших цветами у Центрального кладбища. По данным следствия, лжепредприниматель объявил, что является арендатором земельных участков, прилегающих к погосту. И ежедневно брал с торговок по 500 рублей. В итоге за 15 месяцев «аренды» насобирал свыше 1,7 млн руб.! Суд приговорил его трем годам условно и выплате полумиллиона рублей ущерба.
А летом на погостах Хабаровска гостил тайфун «Чан-Хом», после чего только на Центральном кладбище пришлось убирать и вывозить свыше 300 упавших деревьев, восстанавливать электросвещение и систему видеонаблюдения. Полученный ущерб там оценили в два миллиона рублей.
Впрочем, еще раньше на кладбище, действующем, кстати, с 1937 года, началась большая реконструкция. Таких масштабных работ по благоустройству здесь не проводилось много лет: отремонтирована часовня, отсыпаны щебнем, а кое-где заасфальтированы дороги, вместо бетонных плит кладбище теперь окружает высокая металлическая ограда, ведется видеонаблюдение.
Однако обеспокоенные читатели не раз обращались в редакцию «Хабаровского Экспресса» с вопросами о том, что же происходит на центральном погосте.
- Людям даже не дают полежать! Там постоянно идут какие-то работы, копают, расчищают, неужели старые могилы убирают, чтобы расчистить места под новые? - тревожится хабаровчанка Наталья Андреевна.
Горожанам волноваться не стоит, заверил нас директор МКУ ГХ «Служба заказчика по содержанию общественных кладбищ» Александр Нимчук, старые могилы убирать не будут.
- Из-за того, что местами дороги узкие и вплотную подходят к могильным оградам, у хабаровчан могло возникнуть впечатление, что работы затронули захоронения, - допускает руководитель. - Кстати, теоретически, если в течение трех лет за могилой не ухаживают, она признается бесхозной и ее можно убрать. Но мы этого не делаем. Привлекаем свои силы и прибегаем к помощи общественных организаций, чтобы брошенные захоронения привести в порядок.
Так как общая площадь кладбища почти 180 га, то путь к родным могилам для многих не близок. Поэтому большое внимание в ходе благоустройства уделяют дорогам - за два года на них потрачено более 20 млн рублей. Из почти 40 км центрального погоста лишь примерно 25% заасфальтированы. Еще более 13 км отсыпано щебенкой. Как рассказал Александр Нимчук, в перспективе на большинстве кладбищенских «гравиек» будет асфальт.
Появилась на кладбище и система ливнеотводов. Раньше ее не было вовсе, поэтому в особо дождливую погоду проезды и низины затапливало. Серьезный удар нанес по системе и недавний «Чан-Хом».
Работы по благоустройству территории идут в рамках программы «Повышения качества услуг ЖКХ на 2014-2016 годы». И внешний облик центрального кладбища уже заметно изменился. Теперь вместо старых бетонных плит погост - от здания «Спецкомбината» по «красной линии» вплоть до въезда на японское кладбище - окружает металлическая ограда высотой 2,5 м. Стоимость сооружения более 10 млн рублей.
- Так как новый забор не сплошной, как был прежде, а прозрачный, то весной будем вдоль него высаживать деревья, - рассказал нам Александр Нимчук. - Это так называемая «стена моральной защиты».
Отремонтирована и часовня у центрального входа, построенная в 1994 году в память о жертвах политических репрессий. На приведение в порядок обветшавшего здания и прилегающей территории ушло два миллиона рублей.
На всей территории погоста установили более ста мусорных контейнеров и 30 контейнерных площадок. Оборудованы два новых туалета, а также четыре емкости под воду для технических нужд. Также кладбище оборудовали десятками камер видеонаблюдения, появилось три новых поста охраны: теперь бороться с вандалами и хулиганами будет легче.
- Работам по благоустройству очень мешает хаотичность и плотность расположения захоронений, - посетовал директор МКУ «Служба заказчика по содержанию общественных кладбищ». - Ведь кладбище старое, раньше за порядком здесь следили мало. Зачастую люди, получив положенные пять «квадратов» на захоронение, пытались самостоятельно увеличить территорию. В итоге сегодня мы имеем хаотичные захоронения, оградка на оградке! Особенно это видно в старых секторах, где порой просто невозможно добраться до нужной могилы.
Кстати, на Матвеевском кладбище нормы содержания строже. Поблизости находится взлетная полоса аэропорта и, чтобы не нарушить работу авиаприборов, здесь запрещено использовать металлические оградки, столы и скамейки. Также нельзя ставить памятники выше двух метров.
На центральном погосте уже упокоилось более 500 тысяч человек и свободной земли тут почти нет. И ежегодно умирает примерно около пяти тысяч хабаровчан. Поэтому дальнейшие захоронения возможны только в родственных оградах, где для этого еще есть места, а также в колумбариях. Первый, на 472 ниши, уже разместился у центрального входа. Второй администрация планирует расположить в районе сектора №20, а третий - на Матвеевском кладбище.
Точную цифру стоимости ниши в МУП «Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания» пока все же не озвучивают. А вот про 16 тысяч стоимости кремации у Александра Нимчука есть объяснение.
- Это не только стоимость самого процесса кремации. Сюда следует добавить остальные составляющие похоронной церемонии: гроб, транспорт, урна и прочее, - говорит он. - Поэтому сжигание тела и сохранение праха обойдется горожанам примерно во столько же, что и традиционное погребение.
Кстати, по словам сотрудников «Спецкомбината», сегодня похороны в Хабаровске по самым скромным подсчетам обходятся родственникам от 40 до 80 тысяч рублей.
- Цена напрямую зависит и от приобретения различных похоронных принадлежностей, - сообщили в ритуальной службе. - Можно и за 300 тысяч похоронить, но самый минимум это 40-45 тысяч.
Пока хабаровчане могут выбрать - поместить урну в колумбарий или же захоронить ее в семейной оградке. Но если учесть, что и Матвеевское кладбище площадью в 52 гектара занято уже на 70%, то понятно, что вскоре перед горожанами может вновь остро встать проблема: «Где хоронить и сколько это стоит?»