Лауреатам вручили дипломы и денежные премии. А в целях популяризации развития архитектурной деятельности, по традиции, поощрили и молодых архитекторов.
Как сказал первый заместитель директора департамента архитектуры, строительства и землепользования Аркадий Корзун, в этом году администрацией Хабаровска принято решение направить на Международный фестиваль «Зодчество» в Москву дизайнера дизайн-студии «Новый стиль» Евгению Рякину.
И все же архитекторы говорили больше не о воплощенных проектах, а о нереализованных. Они то - самые красивые, и пока нереализованные.
Проект имел и политический подтекст. Переговоры о строительстве велись с руководством Корейской народно-демократической республики, имевшей большой долг перед СССР, который и гасился бы трудом дешевой рабочей силы северокорейцев.
Здание гостиницы предлагалось запроектировать в виде 35-этажного дома с размещением в его высотной части 1000 номеров, а в нижней, «распластанной», предлагалось разместить все остальное - от трансформаторной и прачечной до крытых бассейнов, ресторанов, кафе, баров. Предусматривались даже фантастические для того времени подземные автостоянки.
Автору проекта архитектору Юрию Подлесному в составе делегации довелось два раза побывать в Северной Корее, где велись переговоры о строительстве этой гостиницы. Но потом не стало КПСС, и вопрос о реализации проекта сошел на нет.
Кроме того, в центре города, за зданием бывшей Высшей партийной школы, планировалось строительство 4-звездочной гостиницы. Здание предполагалось сделать самым высоким на Дальнем Востоке во времена губернаторства края Виктора Ишаева. В отеле намеревались разместить: конференц-зал на тысячу человек, ресторан на столько же мест, кучу офисов, 221 гостиничный номер, бассейн, сервисные службы.
Также с ул. Муравьева-Амурского предусматривался подземный подъезд к гостиничному комплексу и автостоянке с выездом на ул. Шеронова. Гостиница должна была иметь развитое подземное пространство со стоянками автомобилей в два уровня, складскими и техническими помещениями.
Строители намеревались за три года завершить все работы и сдать гостиницу под ключ к одному из международных экономических форумов в Хабаровске. Инвесторами стройки выступали крупнейшие нефтегазовые компании, 10-15% расходов на себя планировал взять краевой бюджет. Ориентировочная стоимость небоскреба - 5,4 млрд рублей. Но пока он есть только на бумаге.
Реконструкцию гостиницы «Центральная» по ул. Пушкина разработал 52-й Центральный проектный институт.
С заднего фасада здания будет расположен пристроенный блок хозпомещений. На данном месте предлагается возведение пристройки с монолитным железобетонным каркасом.
Башня будет являться, по мнению автора Оляны Сорокиной, композиционной кульминацией главной оси ул. Муравьева-Амурского и находиться в гармонии с существующими зданиями на площади им.Ленина - зданием правительства Хабаровского края и стоящим за площадью жилым домом, где живут высокопоставленные лица края.
Проект пристройки гостиницы «Центральной» сейчас находится в стадии разработки.
Кроме того, к примеру, с 1972 года в Хабаровске среди архитекторов существовала идея сделать «проколы» под ул. Карла Маркса (ныне ул. Муравьева-Амурского) и пустить транспорт под землей, чтобы они не поднимались наверх, а сразу пересекали два бульвара. Но оказалось, что на один «прокол» потребуется половина бюджета города. Кроме того, были идеи построить эстакады на бульварах и поднять транспортные потоки наверх. Они тоже не осуществились.
Отказались и от аквапарка «Амурского». Проект был уже разработан, стройка началась, но финансирования не хватило. Столь грандиозный замысел требовал серьезных капиталовложений, ведь строительство только одного павильона стоило 6 млн долларов.
Не поехал в Хабаровске по струнной дороге и юнибус - детище академика Анатолия Юницкого. Проект представляет собой автобус, который движется на высоте 6-8 метров над землей по специальным рельсам, набранным из 130 струн, изготовленных из высокопрочной углеродистой стали, со скоростью от 50 до 120 км/час.
Стоимость первой очереди нового вида транспорта, который мечтали запустить к 2008 году, к 150-летию Хабаровска, в пробном туристическом варианте - 150 млн рублей. Первый перегон должен был пройти от ул. Дикопольцева до ул. Гоголя над Уссурийским бульваром.
Предлагали создать в городе и скоростной трамвай (разогнать вагоны до 200 км/ч) и увеличить расстояние между остановками до 1,5 км. Но когда подсчитали затраты на шумопоглощающие ограждения и новые трамвайные пути, от идеи отказались. Сейчас трамваи ходят со скоростью до 25 км/ч.
Еще один комплексный проект хабаровских архитекторов: заново воссоздать Плюснинку и Чердымовку на месте бульваров, с водоемами и фонтанами. Сейчас эти речки загнаны в трубы под землю.
Мечты, мечты...
Комментарий
Владимир Васильев, вице-президент Союза архитекторов России, председатель совета Дальневосточного объединения организаций Союза архитекторов России:
- К сожалению, жизнь так устроена, что архитекторы свои проекты могут реализовать только на четверть или на треть, а половина из них идет в стол.
Кстати
Мечты исполнились
Известный хабаровский архитектор, главный архитектор проектной мастерской «Атриум-Партнер», лауреат премии губернатора Хабаровского края в области литературы и искусства за проект отеля «Олимпик» Анатолий Редькин, немало воплотил в жизнь своих и совместных проектов. Так, в 1991 году он проектировал ресторан «Саппоро», что рядом с Дальневосточной государственной научной библиотекой. Первоначально ресторан назывался «Сон Посейдона», а потому был построен в популярном для того времени стиле постмодернизма. Его интерьеры разрабатывались совместно с японцами.
С коллегами Анатолий Редькин разрабатывал и проект торгового комплекса «НК-Сити», за что архитекторы-соавторы стали лауреатами Государственной премии РФ. В 2003 году здание введено в строй и получило несколько дипломов. Архитектор в шутку называет иногда это здание «сундуком» - за суровость облика. Ранее на этом месте, около 35 лет, стоял фундамент и каркас одного из корпусов института «Дальгеологии».
Справка
Победители Хабаровского городского смотра-конкурса лучших архитектурных произведений 2015 года:
Первое место в номинации «Архитектура жилых зданий и комплексов» за жилой комплекс по ул. Листопадной в Железнодорожном районе Хабаровска завоевал авторский коллектив КГУП «Хабаровскгражданпроект».
В номинации «Дизайн интерьеров» победителем признана Алена Жуковская за разработку интерьера офисов Хабаровскому заводу «Базалит ДВ».
Лучшим в номинации «Жилые здания и комплексы» стал жилой комплекс переменной этажности по ул. Комсомольской и Тургенева в центре города и коллектив проектной организации ООО ПМ «Атриум-Партнер».
В номинации «Архитектура общественных зданий и комплексов» первое место у авторского коллектива ООО «Дальневосточная архитектурная компания» за проект - торговый комплекс по ул. Серышева.
Первое место в номинации «Архитектура производственных зданий и комплексов» за проект мусороперегрузочная станция «Южная» присуждено коллективу ОАО «ТПИ «Хабаровскпромпроект».