В ней участвовали представители профильного федерального министерства, краевого правительства, ученые, а также топ-менеджеры компании «Мегафон», организатора конференции. Модератором дискуссии выступила шеф-редактор журнала «Дальневосточный капитал» Лариса Жиронкина.
Выступил там и 1-й зампред правительства Хабаровского края Александр Левинталь. Его реплики уже наделали много шума в электронной прессе, в частности, о возможном переносе производства самолетов филиала «Сухой» из Комсомольска-на-Амуре в Китай (в самой компании «Сухой» сообщили, что никогда не планировал перенос производства в Китай. - Ред.). Так о чем на самом деле говорил Александр Левинталь? И что будет вообще с Дальним Востоком? Начнем по порядку.
На площадке бизнес-инкубатора ТОГУ замглавы Минвостокразвития Олег Скуфинский начал с того, что сделано командой Александра Галушки, который сменил Виктора Ишаева на посту министра. Проведена ревизия федеральных целевых программ (ФЦП), что позволило выявить явное недофинансирование Дальнего Востока.
Если принимать во внимание выделение средств на одного проживающего, то в здравоохранении дальневосточнику полагается в 24 раза меньше, чем среднестатистическому россиянину. В промышленности - в 5 раз, в сельском хозяйстве - в 2 раза.
- Мы обнаружили ФЦП, в которых вообще не заложено ни рубля на Дальний Восток, - сказал Скуфинский. - Нас поддержал председатель правительства, который обязал профильные министерства переформатировать ФЦП, чтобы в каждой появился раздел по Дальнему Востоку. Аналогичное поручение получили государственные корпорации применительно к своим инвестпрограммам…
Правда, в срок, определенный Дмитрием Медведевым, уложился лишь Минтранс. В общем, борьба, что, впрочем, было всегда, начиная от генерал-губернатора Муравьева-Амурского, присоединившего к России Приамурье и Приморье, впадавшего в ярость от нежелания царских сановников развивать восточные территории.
Александра Галушку поддержал коллега министр открытого правительства Михаил Абызов. Привлеченные им эксперты пришли к выводу: рубль в центральной России равен трем рублям на Дальнем Востоке. Это следствие высоких энерготарифов, затрат на транспортировку и прочее, что не только опустошает карман рядовых граждан, но и множит траты на реализацию проектов в любой сфере, от промышленности до культуры. Чтобы они осуществлялись активно и зримо, как это получается в западных регионах страны, необходима добавка почти в полтриллиона рублей. Иначе гарантированно не развитие, а расстройство.
Новым инструментом для привлечения инвестиций признаны территории опережающего развития (ТОР). В них земельные, имущественные, прочие вопросы государство намерено решать гораздо быстрей. Причем инвестор получает не только административное содействие, но и материальное.
- Мы не стали изобретать велосипед и взяли то, что принесло эффект в азиатских странах, в частности, в Сингапуре, где самые привлекательные условия для бизнеса, - объяснил Олег Анатольевич.
Это надо понимать так, что особым экономическим зонам (ОЭЗ), в числе которых значится единственная в стране портовая зона в Советской Гавани, дана отставка. Причину озвучил замминистра: из трех десятков ОЭЗ в стране лишь две реально работают, в Татарстане и Липецкой области. В остальных, включая три дальневосточных, множество бумаг и ни одного резидента, а значит ноль инвестиций.
Первый заместитель председателя правительства Хабаровского края Александр Левинталь с сожалением констатировал, что федеральные ресурсы, направляемые для развития Дальнего Востока, существенно урезаются.
- Чтобы развитие действительно было, нужно 230-250 миллиардов рублей ежегодно. Если считать по минимуму, то сто миллиардов. Выделяется пятьдесят, - делал упор на цифры Левинталь, в недавнем прошлом заместитель полпреда по экономике. - Конечно, сказывается кризис. Но когда Крыму обещано девятьсот миллиардов, приоритет очевиден…
Еще один острый вопрос - кадровый. Комсомольский-на-Амуре авиазавод увеличивает объемы производства на 10-15 процентов в год. Сдерживающим фактором становится нехватка специалистов - рабочих, инженеров, руководителей среднего звена. Ольга Голодец, зампред федерального правительства по социалке, взялась помощь. Была сформирована программа по привлечению профессионалов из других регионов.
- Никто не приехал, - сообщил Александр Борисович, сославшись на сведения, полученные в корпорации «Сухой». - Там не скрывали от меня, что кадровый голод вынуждает продумывать вариант размещения производства в Китае…
Директор Дальневосточного НИИ рынка доктор экономических наук Вадим Заусаев заметил, что в его представлении у макрорегиона два пути - ускоренное развитие или ускоренное комплексное развитие. Последнее - это вариант советского периода, когда не только экономика была на подъеме, но и строились города, в частности, Комсомольск-на-Амуре и Находка, развивалось социальная сфера. Стимулировалось переселение на Дальний Восток, как собственно и длительное проживание здесь, в том числе на приграничных с Китаем землях. Виктор Ишаев, встав у руля Минвостокразвития, эту линию продолжил, добиваясь увеличения вложений федерального бюджета.
Перекроенная команда профильного министерства намерена ее изменить или, как выразился Скуфинский, отформатировать. Он же сформулировал суть нового курса, который будет реализовываться с опорой на ТОР: минимальные риски - максимальная маржа (прибыль - прим.ред). Как нетрудно догадаться, ускоренное развитие коснется исключительно корпораций.
- Мы проанализировали ситуацию в Бурейском районе Амурской области и в поселке Де-Кастри Хабаровского края. Там были построены соответственно ГЭС и нефтеналивной терминал, где работают в основном приезжие. Местных жителей перемены почти не затронули. Жилфонд, дороги, социальная сфера по-прежнему в незавидном состоянии, - констатировал Заусаев.
Та же картина на Сахалине, который гремит на всю страну небывалыми инвестициями. Большие зарплаты как правило у варягов, в том числе иностранцев. Процветает нефтегазодобыча, угольная, лесоперерабатывающая, аграрная отрасли похоронены. Народ продолжает уезжать, хотя нефтяники и газовики завидными темпами наращивают производство.
Наверное, замглавы Минвостокразвития прав, когда говорит, что вовлеченность в ТОР и другие маржинальные проекты избавит дальневосточников от пессимизма, позволит им обрести драйв. Как подмечено в завершающей реплике фильма «Ирония судьбы…», поживем - увидим.