«Душой дитя, судьбой монах, я никому не мог сказать священных слов «отец» и «мать» …» Думаю, эти строки вы уже слышали однажды, например, на уроке в школе. Первый спектакль «Мцыри» после пожара в музыкальном театре стал для ценителей театрального искусства словно глотком живительной росы.
Если бы мне не сказали, что эту музыкальную пьесу поставил молодой режиссер – 24-летний выпускник ГИТИСа – то я бы не поверила. Все так содержательно, живо и эмоционально! Впечатлили интересные световые решения, музыкальное сопровождение, костюмы и декорации.
Первая премьера по произведению русского писателя и поэта Михаила Юрьевича Лермонтова прошла 23 и 24 ноября на сцене Дома офицеров ВВО, хотя планировалась на малой, как камерная постановка, и должна была пройти в декабре. Однако пожар перестроил все планы творческого коллектива.
Был монастырь…
Гроза, вокруг тьма, слышны звонкие капли дождя. Они бьют с такой силой, что кажется, дождь не закончится никогда. Но все стихает, и перед зрителем уже каменная стена, она как преграда или выбор, который порой стоит на пути каждого из нас.
В углу стоит старый монах, он греет руки рядом с горящими свечами и уходит в свои воспоминания.
«Немного лет тому назад, там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры – был монастырь…» – эти строчки звучат из его уст так, словно ветер врывается в окно и приносит с собой все, что собрал по пути. Кажется, артист-вокалист ХМТ Дмитрий Олейник как никто другой подходит для этой роли. Зал замирает, глядя на него, и уже каждый, кто по ту сторону сцены, будто сливается в одно целое с актером.
Если вы не читали «Мцыри» или плохо помните суть поэмы, напомним – она рассказывает о судьбе мальчика, который с детства остался сиротой, был отдан в монастырь и стал монахом. Все годы жизни в монастыре он мечтал о свободе, стремился вернуться на родину. Свою мечту он осуществил и совершил побег из монастыря. В поисках дороги на родину он провел три дня.
Диалог двух
Думается, играть на сцене должен один актер, но молодой режиссер решил обыграть это и создал диалог двух Мцыри: молодого – бежавшего из монастыря, которого мы все знаем, и второго – старого, который принял постриг и остался в монастыре.
Еще одной изюминкой этой постановки стало то, что режиссер учел давние устои школьной программы, куда входит «Мцыри». Спектакль открывается появлением портрета Лермонтова, за которым на сцену выходит учительница, она обращается к зрителям как к ученикам. Дальше в диалог с ней вступает ученица, выбегая из зала и споря о необходимости соблюдения учителем личных границ, которые важны, даже если девочка не выучила текст.
Кстати, учить это произведение оказалось нелегкой задачей для артистов. Да и сам режиссер прежде, чем поставить спектакль, долго думал – стоит ли браться, и какой должна быть постановка, чтобы зацепила каждого.
Сам же Федор Шалагин поэму «Мцыри» впервые прочитал в 15 лет, тогда он стал размышлять о чувствах главного героя. Сейчас же, при подготовке премьеры, его больше привлек второй герой, стремящийся отрезвить молодого Мцыри.
Самым сложным было адаптировать текст под постановку. Режиссер размышлял о смысле и необходимости проекта больше трех месяцев. Для него выбор артистов сыграл ключевую роль в успешной постановке произведения. Шалагин всегда прикидывает, кто мог бы исполнить роли из его идей, и понимает, что без подходящего артиста проект не состоится. Ставить спектакль на сцене, где нет оркестровой ямы и совсем другая атмосфера, по словам режиссера, было несложно.
– У меня занят не весь оркестр, участвует небольшой ансамбль из четырех инструментов. Мы их успешно разместили рядом со сценой. Все хорошо адаптировано. Насчет времени и адаптации с площадкой тоже не так сложно, как кажется, так как было время. Я на то и режиссер, чтобы хоть как-то планировать и быстро мобильно организовать работу всех артистов. Мы очень быстро справились и справляемся. Единственное, чем пришлось пожертвовать – это сном, но, как говорится – искусство требует жертв, – рассказывает режиссер.
Почему выбор пал именно на «Мцыри»? Режиссер Федор Шалагин отвечает просто:
– Тема ответственности за свой выбор, за то, куда ты идешь, как ты можешь сохранить в наше сложное время в себе человека. Как не выпустить на свободу того самого барса, с которым ты сражаешься - для меня это ключевая идея и ценность этого великого произведения.
Театр – это люди
Выпустить после трагического пожара такой спектакль для него – шаг в жизнь. Творческий коллектив хочет показать и доказать самим себе, зрителю, что театр жив.
– Театр – это не здание, это люди, которые наполняют здание, они могут даже из Дома офицеров сделать театр, – продолжает Федор. – Нам важно было сделать спектакль. Когда мы смотрели на пожар, меня Андрей Кучинский спрашивает: «Когда мы будем репетировать?» Я ответил через два дня, и так мы и начали репетировать. В любой сложной ситуации режиссер и артист должны репетировать, это спасает.
Актер Андрей Кучинский подтверждает слова режиссера и отмечает, что опыт репетиций у него есть на разных площадках.
– Нас учили привыкать к любому пространству, приживаться к нему, располагаться везде. Спектакль можно сыграть и в коридоре, и на улице, – делится Андрей Кучинский.
Актер отмечает, что ему было легко работать с молодым режиссером несмотря на то, что роль Мцыри очень непростая. Самый сложный момент в спектакле для Кучинского – это сцена с барсом. Необходимо было много двигаться, показывать эмоции, при этом не забывать про текст. Это его первый спектакль по произведению Михаила Лермонтова.
Спектакль затронул самые глубокие вопросы, которые терзают каждого из нас в моменты одиночества и непонимания. Что мешает нам делать выбор и как последствия выбора могут влиять на нашу жизнь? Артисты, как и многие из нас, нашли что-то свое в этой постановке.
Как рассказал Андрей Кучинский, ему так же, как и герою, приходилось в жизни принимать сложные решения. Однажды он оставил друзей, ему было страшно шагнуть в неизвестность. Принимая решение, он опирался на собственный опыт.
В спектакле особая роль отведена и народной артистке Татьяне Маслаковой, она играет учительницу. И она также осталась под впечатлением.
– В жизни бывают моменты, когда нужно принимать сложные решения. Есть такая мудрость – всегда надо переспать с проблемой, чтобы не наломать дров. Потому что, когда утром ты просыпаешься, проблема уже кажется не такой трудной. Решение можно принять более легкое. Но встречаются такие ситуации, когда обстоятельства меняются, и твое решение, и ситуации разрешаются сами собой, – уверена Татьяна Маслакова.
В декабре хабаровского зрителя ждут яркие премьеры, которые в преддверии Нового года подарят волшебство всем нам. Одной из самых долгожданных постановок этой зимы станет балет «Метель» – премьера в ХМТ состоялась в 2021 году, поэтому такое событие особенно значимо для артистов.
Отметим, накануне премьеры «Мцыри» с артистами музыкального театра встретился губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин. Собрание прошло в неформальной обстановке.
В числе первых Дмитрий Демешин обсудил с артистами вопрос строительства нового здания театра. Он рассказал, что эксперты предполагают, что старое здание театра придется снести, и предстоит масштабное возрождение. Необходимо сэкономить, взяв за основу уже реализованный отечественный проект, адаптируя его под регион.
Министерство культуры представило три визуализации нового здания и провело опрос. Особое значение придается мнению будущих работников театра.
– Вы можете на нас рассчитывать, вы можете всегда быть уверены в наших аплодисментах, и мы – на вашей стороне. Постараемся сделать все, чтоб вам было комфортно, чтоб инструментов было много, чтоб другие волнующие вас вопросы решить. И ваши целеуказания для нас важны. Абсолютно убежден, что без культуры у нас будущего нет! Одна из задач, которую ставит передо мной Владимир Владимирович Путин – это создание комфортных условий для населения – чтоб сюда приезжали, хотели приезжать. А как мы это сделаем без вас? Никак. Люди приезжают по велению души и остаются здесь по велению души. Вам спасибо за работу, которую вы делаете, потому что у вас это не работа – это творчество, и мы вас за это ценим и любим! – поблагодарил артистов губернатор.