С названием все просто: лед – это то, по чему отряду лыжников предстоит идти, пламень – то, что горит в их сердцах, помогая преодолеть непростой путь от Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре. Кто-то называет это пробегом, но правильнее все-таки – переход. На лыжах, по девственному снегу, сквозь торосы, полыньи, навстречу пронизывающему февральскому ветру.
Когда-то так же, из Хабаровска в село Пермское, совсем недавно переименованное в Комсомольск-на-Амуре, отправился отряд военных строителей. Не спорта ради, просто в то время добраться до будущего Города юности можно было либо летом на пароходе, либо зимой по льду реки. С собой несли инструмент и материалы на первое время.
Вышли в декабре несмотря на трескучие морозы. И хотя личный состав батальона был в основном из людей западных, только недавно переправленных на Дальний Восток, постарались подготовиться на совесть – всем выдали полушубки, хороший паек и мазь от обморожения из сала и растительного масла. Участники перехода вспоминают, что в его подготовке помогали местные охотники.
Еще вспоминают, что вместе с отрядом отправилась… корова. Местная хозяйка, купившая буренку в Хабаровске и ломавшая голову над тем, как переправить ее в родное село, была такой оказии очень рада. Командование махнуло рукой на бойкую жительницу села Пермское, вспомнило о смычке с трудовым крестьянством и приписало корову к хозвзводу.
На улице было минус 30, мела поземка, и уже через несколько минут бойцам пришлось опустить наушники шлемов. А сами они к вечеру напоминали отряд Дедов Морозов с инеем на ресницах, бровях и усах, в заснеженной одежде. Как смеялись сами солдаты – превратились в снежных леших. Шли друг за другом, стараясь сильно не растягиваться. Самый опытный шел первым, прокладывая путь, затем уходил в середину колонны, и на его место вставал другой.
Каждый час становились на короткий привал – осматривались, грелись, пили чай, смазывали обмороженные места и через 15 минут продолжали путь. «Ломовым» – тем, кто прокладывал путь по снежной целине, обязательно выдавали очень сладкий чай и сухари, посыпанные сахаром. Чтобы как можно быстрее восстановили силы. Дневной переход – около 20-30 километров в день. Потом ночевка.
В редких селах останавливались и днем, собраться с силами и помыться в бане. Тоже, кстати, непростая задача – попробуйте в селе за короткое время помыть около тысячи человек. Новый год встретили в пути. Только 9 января отряд вышел к Комсомольску. Встречали бойцов всем миром. Темнело, и на берег выкатили все свободные автомобили – освещать путь фарами.
Некоторые комсомольцы-лыжники отправились навстречу отряду – узнать обстановку, показать дорогу, помочь. Участников перехода встретил залитый светом фар берег и мощное «ура» с жаркими объятиями от первостроителей. Поселили военных строителей в специальных бараках, построенных к их приходу. Кстати, уже через день бойцы вышли на работу. Ну а чего ждать? Город сам себя не построит.
Это история. Очень хорошая история, ежегодно вдохновляющая сильных духом потомков первостроителей испытать свои силы в 400-километровом переходе. Понятно, что условия изменились – сел стало больше, одежда удобнее, в карманах не сухари с сахаром, а энергетические батончики, но путь по заснеженному Амуру все равно остается очень непростым испытанием.
Первый переход «Лед и Пламень» стартовал в далеком 2007 году, и с тех пор организаторы стараются проводить его регулярно. Разбит он на несколько этапов и всего насчитывает около 400 участников. Небольшая группа самых подготовленных лыжников отправляется в путь из Хабаровска, затем к ним подключатся те, кто решил одолеть только часть дистанции. Светлана Сучкова решила идти с самого начала.
– Пойдем пешком, – улыбается Светлана. – Такой большой переход не пугает. Я в прошлом году ходила 250 километров, сначала боялась, конечно, но прошла. И в конце подумала – нормально, я бы еще могла пройти! Так что в этом году я сразу сказала, что хочу пройти полную дистанцию. Вот и пошла!
Спортсмены будут делать остановки в каждом встречном населенном пункте, собирать школьников, напоминать им историю, рассказывать о том легендарном переходе, который помог построить на Дальнем Востоке новый город.
– Это третий мой переход, – рассказывает Тарас Гудашев. – Предыдущие были более короткие: 150 километров, 250 километров, и вот сейчас все 400. Знаете, поначалу опасался, но уже не страшно, уже интересно. Больше захватывает. Любопытно повторить то, как впервые шли первостроители Комсомольска. Там, конечно, у них были полушубки, буденовки, корову с собой взяли, лошадей – история интересная и, конечно, не оставила меня равнодушным. Хочется попробовать, испытать себя, доказать, что не хуже предков. Быть хоть немного причастным к героям нашим, к нашим дедам.
Лыжников в путь провожали представители регионального правительства, общественники, военные и даже ветеран СВО. Все желали участникам перехода легкого пути и отмечали важность такой традиции. На всякий случай участников перехода будут сопровождать сотрудники краевого МЧС.
– Мы едем на машине, и с собой у нас все необходимое, чтобы обеспечить безопасность этого лыжного перехода. Наш отряд периодически сопровождает такие мероприятия – и предыдущий поход, и крестные ходы. Также поможем им с перевозкой вещей, если что случится – эвакуируем. Лед вроде достаточно толстый – где-то метр двадцать толщиной. Технически по нему даже танк может проехать, так что на этот счет переживать не стоит, – отметил Денис Дудник, представитель краевой службы спасения.
Спортсменов будут ждать в Городе юности уже 1 марта
Читайте также: Международный турнир по боксу памяти погибших воинов проходит в Комсомольске-на-Амуре