После самоизоляции, по словам инструкторов, ребята вернулись менее подготовленными, но всё же физическую форму не потеряли. Вместе с родителями юные бойцы тренировались онлайн, но даже ежедневные посты в соцсетях и видеозаписи с заданиями наставников не смогли заменить ребятам живого общения. Не хватало спортсменам и поддержки тренеров, ведь только они могут исправить технические ошибки и что-то подсказать.
– Сейчас получается, что сезон мы начали заново. Ребята втягиваются, отрабатывают ударную и бросковую технику, боевые приёмы и дополнительно занимаются на свежем воздухе. Занятия проходят не только в зале, но и на школьных стадионах, где есть возможность собрать больше детей.
Если раньше в зал заходили до 30 человек, то сейчас всех спортсменов разделили по группам, в каждой не более 10 юных бойцов.
– Перед каждой тренировкой мы проветриваем и дезинфицируем зал. Антисептик для рук у нас стоит. К тому же измеряем температуру у ребят. В раздевалку дети и родители заходят в масках, а тренируются уже без них, – рассказал Артём Суворов.
Клуб боевых искусств открылся в отдельном помещении в сентябре прошлого года, до этого тренировки по армейскому рукопашному бою, всестилевому каратэ и Зендокай ММА каратэ проходили в школах и техникумах.
На занятиях задействовано несколько групп: младшая от 4 до 6 лет – детей учат акробатике ударной и бросковой технике, как правильно падать, кувыркаться и немного ЛФК. Дальше ребята переходят в следующую группу – от 7 до 12 лет. Затем уже обучаются в возрастных - от 13 до 16 лет и с 17.
Есть ещё женская группа – возраст спортсменок от 16 до 45 лет. Одна часть группы – это мамы юных бойцов, вторая – их подруги, третья – дочери. Ходят семьями на тренировки. У всех своё чётко отведённое время.
– Помимо краевой столицы от нашего клуба есть секции и в сельских поселениях: Богородском, Князе-Волконском, а также в городе Находка, – продолжает тренер. – У нас несколько лет там работают филиалы. Ещё мы ежегодно собираемся в поселке Врангель на «Тихоокеанский рубеж», где проходят тренировочные сборы спортсменов из самых разных клубов и федераций: армейский рукопашный бой, всестилевое каратэ, Зендокай, панкратион и другие смешанные единоборства.
Правда из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции в этом году могут отменить и чемпионаты, и «Тихоокеанский рубеж», но сборы всё же запланированы на вторую половину августа.
Несмотря на то, что посещаемость воспитанников клуба резко упала, тренировки проходят ежедневно. Дети, насидевшись дома, с удовольствием бегут в зал и выкладываются там по полной.
– Пока, исходя из рекомендаций спорткомитета, нам разрешено до 25% посещаемости в рамках одной тренировки. А так к нам ходит около 85 детей, планируем записать до 200-300 человек. Ситуация с коронавирусом подкосила многих родителей в финансовом плане и теперь многие закрывают долги, тем более у некоторых висит ипотека. Всё это сократило посещаемость детей в клубе. Хотя мы всем говорили, что ничего страшного, приходите, войдём в положение, но пока ходят немногие. Как правило те, кто занимается у нас по 5-6 лет, – делится старший тренер Геннадий Норбоев.
Чтобы провести занятия с большим количеством детей, преподаватели отправляются со своими спортсменами на школьные стадионы, где тренировки проходят с соблюдением всех мер предосторожности.
– Также мы стали вводить персональные встречи в зале для 1-2 человек. Сейчас хоть полегче стало, а во время самоизоляции нам всем не хватало живого общения. Ведь мы не могли смотреть за детьми и подойти, чтобы поправить. Сложно учить ударной технике и отрабатывать приёмы на расстоянии. Можно только поддерживать физическую форму. К каждому должен быть свой подход, – рассказывает старший тренер.
Уходя на самоизоляцию, наставники заранее отсняли несколько видеороликов и отправили их родителям, а те, в свою очередь, записывали отчёты как их дети выполняют задания.
– Самое главное, что они занимались и не расслаблялись в стенах дома. Хочу сказать спасибо тем родителям, которые находят для ребёнка время, ведь за каждым чемпионом стоит очень плотная родительская работа, – считает Геннадий Норбоев.
С тренерами согласны и сами родители. Ради спортивной подготовки своего сына многим приходится жертвовать и временем, и даже местом в квартире, чтобы организовать мини-спортзал.
Так, например, Оксана Артёменко, во время самоизоляции, вместе с мужем для ребёнка освободили спальню, всё оттуда вынесли. Сделали сыну Всеволоду спаринг-партнёра – набили кимоно разными тряпками.
– Он с ним постоянно боролся, но ему не хватало детей, живого общения. Было очень сложно, – воспоминает мама юного спортсмена.
Семья Артёменко живёт в селе Булава, что находится в Ульчском районе. С тренерами из хабаровского клуба их сын познакомился, когда был в прошлом году на летних тренировочных сборах. Мальчик был настолько вдохновлён отношением и работой наставников из краевой столицы, что уговорил родителей на время летних каникул привезти его в Хабаровск.
– Мы в начале переживали, хотели забрать его обратно. Но сын убедил нас оставить его здесь. Будет жить в квартире родственницы, потом его заберём. После каждой тренировки он приезжает полный впечатлений. Ему очень нравится. Он у нас самостоятельный. Несколько раз занимал первые места в краевых чемпионатах, – делится мама спортсмена.
Единоборствами 14-летний Всеволод занимается уже третий год. А началось всё с того, что однажды мальчик увидел рекламный пост в интернете. Там говорилось, что в селе Богородском, которое находится в 60 км. от их поселения, есть спортивная секция.
– Мы решили повозить его на несколько занятий, посмотреть, понравится ли ему. Действительно ли это то, что ему нужно. Ездили 1,5 часа по гравийке. В итоге возили его потом 1,5 года, по три раза в неделю. Он приходил со школы после обеда, кушал и собирался. Обратно приезжали в 10 вечера, – говорит Оксана Артёменко.
Анна Черныш, мама другого воспитанника клуба признаётся, что её девятилетний сын Иван увидел в школе объявление в прошлом году, загорелся желанием и взял её с собой на пробное занятие.
– Сын мечтал пойти на рукопашный бой, потому что папа рассказывал, что тоже ходил в детстве. Мы пришли, поговорили с тренером. Поняли, что он сможет воспитать в моём сыне спортсмена. За год у ребёнка улучшилась физическая форма, он стал более уверенным. Сам ездит на тренировки на автобусе, стал самостоятельным. Во время самоизоляции мы с ним вместе занимались, конечно, было непривычно, но справились, – рассказывает Анна.
Тренера признаются, пандемия жёстко ударила по финансовой ситуации самого клуба. Преподаватели боевых искусств планировали в этом году доделать зал, и в июле завесить стену зеркалами, также были куплены груши, их надо тоже установить. Но сейчас они пока не могут этого позволить.
– Да, ситуация изменилась, но несмотря на кризис, мы идём на уступки родителям. Стоимость за занятия рассчитываем на каждую семью индивидуально. Если это многодетная семья, то для них предусмотрена скидка в размере 50%, есть малоимущие семьи, которые не в состоянии платить, мы им не отказываем, берём на бесплатной основе, – отмечает Геннадий Норбоев.
Впрочем, месячный абонемент в боевом клубе стоит 3000 рублей. В него входят три тренировки в неделю. Помимо этого, несколько дополнительных занятий, за которые не взимаются деньги.
– Мы постоянно смотрим на ошибки ребят, учимся. Стараемся их доработать. Да, это выматывает, дети устают, тем не менее добиваются определённых результатов. Родители замечают прогресс. Для нас важно не чемпионов вырастить, а сильных, добрых и порядочных людей. Это наша основная задача, – добавил преподаватель.
В общем, весь спорт, который не обошёл «корона-кризис», будет ещё очень долго возвращаться в привычное русло. Массовые скопления людей больше не в компетенции организаторов соревнований. Их будут жёстко контролировать власти. При первых признаках опасности весь спорт снова могут отправить на самоизоляцию.