«Я бы не выжила»: жительница Хабаровска о жизни после блокадного Ленинграда

Нина Евгеньевна Медынская возвращалась в город детства, но остаться там не смогла

Нина Евгеньевна Медынская возвращалась в город детства, но остаться там не смогла
Жительница блокадного Ленинграда Нина Евгеньевна Медынская

Выжить в Блокадном Ленинграде, не погибнуть от бомбежки и голода, доехать до конца дороги жизни и встретить начало мирного времени. По такому сценарию складывалась жизнь семилетней Нины в 1941 году. Девочка родилась и росла в городе на Неве, застала начало блокады, видела, как умирает от голода мама и десятки лет спустя так и не смогла узнать, где похоронен папа. Несмотря на такие испытания, ей суждено было прожить большую жизнь, создать крепкую семью, но далеко от города детства – в Хабаровском крае.

Вперед, на Дальний Восток!

Нина Евгеньевна довольно активный и очень общительный человек, педагог с большим стажем работы, любящая мать, бабушка и прабабушка, участник клуба «Дети войны». Она с удовольствием рассказывает о своих наградах и главном достижении в жизни – большой семье. Особый знак отличия для нее – большая ромашка. Такой нагрудный знак вручается за дружную семейную жизнь.

- С мужем мы прожили 62 года. Познакомились с ним здесь в Хабаровском крае, поженились. С родителями мужа жили 14 лет. Они мне помогали, мы жили всегда дружно, - вспоминает Нина Евгеньевна.

В Хабаровский край блокадница приехала в 1953 году по распределению. Вместе с ней еще две подруги: Лида и Галя. Они сами выбрали этот регион, но практически ничего не знали о том, куда едут. Был момент, когда для принятия решения советоваться пришлось буквально со случайным человеком.

- Когда приехали, нам предложили выбрать район, где хотели бы работать. А мы не знаем даже, сколько районов здесь. Спросили у уборщицы крайкома, в каком районе растет картошка и помидоры? Она и ответила, что в районе имени Лазо. Так и выбрали, где будем работать, - с улыбкой вспоминает педагог со стажем.

Нина Евгеньевна представляла Хабаровский край на мероприятии в честь 80-летия снятия блокады Ленинграда

Жизнь после эвакуации из блокадного Ленинграда

В Ярославской области остались совсем другие воспоминания после эвакуации из блокадного Ленинграда. Ключевая фраза здесь «после эвакуации». Именно с ней связаны первая тарелка вкусного наваристого супа и большой кусок хлеба, многочасовая поездка в товарном вагоне в Ярославскую область и начало обучения в школе. Конечно, когда детей увозили подальше от опасности, угроза со стороны врага оставалась, но воспитатели уже больше переживали, чтобы у детей не случился завороток кишок от большого количества пищи после долгого голодания.

Детство и юность Нина Евгеньевна провела в Любимском районе Ярославской области. В деревне Кириллово до войны был богатый колхоз, а в военные годы детей здесь кормили толокняной кашей, варили квашенную капусту и делали солянку без мясной заправки. Сами дети бегали в лес за ягодой, из которой потом повара варили компот. Хлеб по-прежнему выдавался по весу - 200 граммов в день на человека.

В деревне была школа, куда и поступила девочка из блокадного Ленинграда. Училась она на отлично, получила аттестат. В память о школьных годах у Нины Евгеньевны осталось несколько фотографий со сверстницами и с педагогами. На одном из фото портниха, которая научила девочку шить. Позже этот навык пригодился, когда нужна была хорошая одежда, а взять ее было негде.

- За то, что хорошо учились, нам выдали похвальные грамоты, потом перевели в город Данилов, где было педучилище. Обучение длилось 4 года. В общей сложности в детском доме я провела 11 лет, - вспоминает Нина Евгеньевна.

Фото немного, но каждое на вес золота

Между Хабаровским краем и Ленинградом

В Хабаровском крае молодые специалисты, приехавшие из Ярославской области решили поступить в пединститут. Нина выбрала филологический, первая ее подруга Галина выбрала географический, а вторая подруга Лида – исторический. Молодые педагоги успевали работать, учиться, создавали семьи. В город детства собеседница смогла только 30 лет спустя уже своим ребенком, но остаться там так и не смогла. Она встретилась с тетей Марией, которая спасла ее. Нина Евгеньевна так описала это событие:

- Тетя Мария показала, где похоронена мама – на Богословском кладбище, но точное место не известно. Мы приезжали, постояли, чтобы просто отдать дань памяти. А где похоронен папа – я до сих пор не знаю. Скорее всего, в братской могиле. Думала, может быть на Пискаревском кладбище. Братьев и сестер у меня нет…

Сегодня Нина Евгеньевна - мама, бабушка и прабабушка. Большое семейство собрано в генеалогическое древо и каждым из членов семьи выжившая в блокадном Ленинграде женщина гордится. Фото родственников самой блокадницы очень мало: одно фото мамы, пара снимков тети Марии. Склонившись над фотоальбомом, где снимки друзей, родственников и бывших коллег, собеседница размышляет вслух: «Уверенно себя чувствуешь в коллективе. К счастью, я не была в одиночестве, без коллектива я бы не выжила».

Встречи с такими людьми как Нина Евгеньевна оставляют глубокий след в душе. Только разговор с ними может вытащить на свет божий эмоции даже у самого замкнутого в себе человека. Главное, что должно остаться – это память, которую потомкам победителей жизненно важно сохранить. Ведь без прошлого нет будущего. Да и смысл жизни, как показывает практика, порой бывает без затей – рядом должны быть люди, которым дорог ты и которые дороги тебе, чтобы не остаться в одиночестве.

Читайте также:«Утром мамы не стало…»: жительница Хабаровска рассказала о детстве в блокадном Ленинграде

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру