- Вообще, наверное, это больше призвание, чем профессия. В профессию я попала очень давно. Стала вникать в это дело, еще когда у меня мама работала воспитателем детского сада. Она начала работать в этой сфере, когда мне было 5 лет. Так что можно сказать, что это наша династия. Но, к сожалению, мама проработала недолго. Ее стаж всего 15 лет, даже чуть меньше. В 1989 году ее унесла болезнь.
Светлана Николаевна привила свою любовь к детям дочери.
- Стать учителем я решила сама, будучи ученицей, еще в начальной школе. Мне очень повезло в жизни с учителями, я об этом ученикам своим всегда говорю. У меня был замечательный педагог в начальной школе. Кузина Евдокия Федоровна. Я начинала учиться в средней школе номер 11, где сейчас находится педагогический колледж. Я начинала в ней учиться, и мама моя училась в этой же школе. Но когда я переходила в седьмой класс 11-ю школу преобразовали в педучилище, и я перешла в 71-ю школу, теперь это гимназия №1.
Наталья Сергеевна – фактически коренная хабаровчанка. Всю жизнь прожила в первом микрорайоне Хабаровска. Здесь вышла замуж, стала матерью четверых детей, а теперь уже и бабушкой 7 внуков.
- Мечта стать учителем, появилась у меня еще после начальной школы. В 11-й школе у меня была учительница по английскому языку, Карпенко Татьяна Алексеевна, которая тоже зародила еще одно зерно и укрепила меня в том, что нужно пойти учиться именно на преподавателя, стать учителем. Она была прекрасным педагогом, я вспоминаю ее с теплотой. Когда я перешла учиться в седьмой класс, в 71 школу, там был великолепный педагог по химии, Кулакова Елена Ивановна. Тогда передо мной стал сложный выбор из-за того, что я безумно люблю этот предмет до сих пор. Я колебалась - пойти в мединститут, на педиатрический факультет или все-таки остаться в школе. Но школа перевесила. И в 1987-м году я поступила по Хабаровское педагогическое училище, закончила.
С тех пор Наталья Сергеевна Голиусова – педагог начальных классов. Начинала она свою педагогическую деятельность в родной школе №11, а с 1992 года работает в школе «Первые шаги», учитель высшей квалификационной категории.
- Уже очень много детей прошло через мои руки. Приятно, когда видишь успехи учеников своих, когда они тебе благодарны за то, что ты делаешь. С каждым годом работать все тяжелее и тяжелее. Не то что физически тяжело, тяжело морально. Потому что дети меняются, и подходы к образованию меняются, и требования изменились кардинально. Не успеваешь порой за временем, но все равно, когда видишь свет в детских глазах, конечный результат, это дорогого стоит, поверьте!
Что меняется в детях, чем дети, которые сейчас приходят, отличаются от тех, кто 30 лет назад был? 20 лет назад?
- Современный ребенок, он, конечно, очень поменялся по сравнению с теми детьми, которые приходили, скажем, 35-30-20 лет назад. Он не стал не лучше, не хуже, он просто другой, он совершенно другой. Он более, скажем так, информатизирован. Больше возможностей для развития. Если у него есть помощники родители, которые поддерживают его начинания, его желания, тогда все получается. Современный ребенок сохраняет в общем-то, все те же механизмы сознания, мышления, которые были у детей прошлых лет, кардинально отличаются от тех детей, которые описывают нам классики педагогики. То, о чем нам говорил Ушинский, Сухомлинский, Амонашвили, которые в конце 80-х и в 90-х годы, прямо предписывали, как нужно делать, что нужно делать. Сейчас это срабатывает практически на ноль, потому что все другое. У детей поменялись интересы. У них… повторюсь, больше возможностей стало и в плане образования, и в плане развития, потому что появляются новые технологии в мире, все об этом знают, и в образовании, естественно, тоже все меняется.
А новые вызовы, как известно, требуют новых решений.
- Мы чаще переходим на цифровые образовательные ресурсы, используем очень много дополнительного материала, который нам представляет интернет. Сложно стало с тем, что дети мало читают. Им проще посмотреть фильм, или послушать аудиокнигу, нежели взять живую книгу и почитать. И от этого у некоторых ребят снижается грамотность, снижается качество знаний, потому что учителя работают потому что таковы, наверное, веяния времени. Например, в своей практике стараюсь прививать детям желание читать и записывать то, что они прочитали, потому что это помогает им воспринимать информацию, так скажем, всеми анализаторами. Когда ребенок пишет, он зрительно видит, что он пишет. Он запоминает информацию.
При этом, заставить ребенка читать нельзя, убеждена педагог.
- Я всегда говорила, говорю, если в семье читают, тогда и ребенок будет читать. Если ребенку с рождения читали сказки, показывали книжки, учились с ним стихи наизусть, у него будет постоянная потребность читать, дружить с книгой, передавать прочитанное другому, то есть пересказывать, и тем самым он будет развивать и мышление, и речь, и грамотность. Но если в семье не является традицией даже чтение газет, журналов, какой-то другой периодики, тогда ребенок, не видит примеров для подражания, и сколько бы учителя ни говорили, что это здорово, что это полезно, что это необходимо, ребенок этого делать не будет, если семья его в этом не поддерживает и не показывает личный пример. Потому что всем известно, что ребенок начальных классов — это ребенок, который впитывает в себя все, что он видит вокруг. Пример взрослых для него — это основной источник понимания того, что такое хорошо и что такое плохо, он понимает, часто анализируя ситуации, которые возникают вокруг него. Если он постоянно видит одно и то же, то сколько не говори ему, что черное это черное, белое это белое, он это просто не воспринимает. Его мозг не может понять, почему происходит вот этот конфликт. Одни говорят делай одно, другие другое. Поэтому ребенок будет делать то, что проще. Он найдет более легкие пути решения проблемы, и не важно, правильно это решение или неправильно.
Однако, позитивные традиции никогда не поздно сформировать.
- Я всегда и родителей, и детей призываю к тому, чтобы они не отвергали то, что уже на протяжении длительного периода нашей истории является фундаментом образования. Чтение, совместный просмотр кинофильмов, походы в кино, в театры, в музеи, чтобы ребенок понимал, что не только учеба существует, что есть еще другие возможности получать информацию более интересным, более увлекательным и более запоминающимся способом.
Полезным подспорьем здесь могут стать цифровые образовательные ресурсы.
- При внедрении цифровых образовательных платформ, были родители, которые отнеслись к ним с известной долей скептицизма. И, не скрою, у меня в классе есть родители, которые не понимают, для чего ребенку нужно заниматься, используя цифровые образовательные ресурсы. Родители чаще всего оперируют это тем, что ребенку это не нужно, потому что дети сейчас перегружены достаточно. Частично я соглашусь, потому что у детей достаточно высокая нагрузка в школе. Помимо уроков у них еще достаточно много внеурочных занятий. Поэтому некоторые родители считают, вот есть учебник - этого вполне хватит. Между тем, в интерактивные программы дают ребенку знания в игровой форме, и эти знания, как показывает опыт – усваиваются лучше.
Ученики Натальи Сергеевны работают с платформой учи.ру и сама преподаватель считает ее наиболее подходящей.
- С учениками на учи.ру работаю уже восьмой год. Платформа позволяет изучать детям не только учебный материал, но и внеурочные занятия там можно проводить. Проводится большое количество олимпиад, на которых дети пробуют свои силы, и это дает им стартовую ступень для того, чтобы потом участвовать в олимпиадах очного характера. За каждую выполненную работу дети получают награды, пусть и виртуальные, но они есть. У меня существует такая практика, если проходит, марафон или олимпиада, и дети получают дипломы победителя или похвальные грамоты, это значит, они достигли определённых хороших, высоких результатов, я эти дипломы и грамоты перевожу в оценку. Я ставлю детям пятёрки, четвёрки, и особенно детям, не особенно успешны на уроках в силу своих психологических особенностей. Это моя личная фишка и детям это нравится, детей это стимулируют, и они даже устраивают между собой соревнования. Они друг друга подстегивают, когда видят, что какие-то другие классы их начинают догонять или перегонять, они начинают устраивать между собой такого своего рода соревнования. «А давайте еще, а быстрее дайте нам задание, потому что там дают больше баллов. Если вы нам это дадите, мы получим больше, мы выиграем и так далее»... Это соревновательный дух и это очень-очень похвально, потому что, это не просто игрушки за компьютером, а это еще и знания. К сожалению, есть, конечно, там свои тонкости, еще разработчики платформы очень много работают над тем, чтобы ее усовершенствовать, постоянно добавляются какие-то новые задания и добавляются новые курсы. Но скажу самый большой, наверное, минус, что очень мало времени дается детям без дополнительной оплаты. То есть родителям приходится часть курсов, если они хотят, чтобы дети занимались там без ограничений, оплачивать дополнительно.
Также, Наталья Сергеевна рассказывает, что и сама обучается на тех же ресурсах. Для педагогов здесь организуют семинары, вебинары, курсы повышения квалификации. Это позволяет идти в ногу со временем и говорить с ребенком на одном языке. При этом важно, не переступить некую черту, что отличает наставника от приятеля.
- Педагог, особенно в начальной школе, для малышей - это фундамент, который закладывает всю основу дальнейшего образования, получения профессии. И не зря говорят, что учитель начальных классов - это вторая мама или второй папа. Кстати, сейчас очень много учителей начальных классов мужчин. У нас в школе, правда, такого нет. А вот в сельских школах они стали появляться и радостно, что дети очень тянутся к мужчинам-наставникам. И мы реально для детей стараемся быть родителями. Не засюсюкиваем их, грубо говоря, не закрываем глаза на все, что происходит неправильно. И дети понимают, что взрослый человек – это взрослый человек. И есть определенные вещи, о которых нельзя в открытую сказать учителю. Или учитель не может себе позволить что-то сказать. Я чаще всего, если возникают какие-то такие вопросы, стараюсь это все обратить в шутку, так чтобы это было не обидно детям, даже если вдруг бывает, что приходится как-то где-то их пожурить, я стараюсь это сделать так, чтобы до ребенка дошло, что он был не прав и чтобы он ушел без обиды. Всегда говорю им одну фразу, вы сюда пришли учиться, вы имеете право на ошибку, ошибку всегда нужно исправить. Кто-то из детей мне не так давно сказал: « А что, можно любую проблему решить? Любой выход найти, из любой ситуации?» Я говорю, что можно решить всё. Даже очень сложные задачи всегда находят решение. И если у вас есть желание решить, вы всегда найдёте путь, который вам поможет добиться результата, добиться успеха.
В заключение Наталья Сергеевна пожелала родителям – терпения, терпимости и взаимного уважения, умения слышать и слушать.
- Коллегам, особенно молодым, хочется пожелать не пасовать перед трудностями, потому что самое начало – это всегда очень тернистый и сложный путь. У меня в свое время тоже было желание все бросить. Когда я работала первый год в школе, даже не первый год, а, наверное, первый месяц, столько было пролито слез, потому что не все получалось, потому что мне казалось, что я ошиблась с выбором профессии, хотелось все просто закрыть амбарный замок и больше не возвращаться. Но мне повезло не только с учителями, но и с наставниками. Они меня поддерживали, они меня подталкивали, они меня бросали, можно сказать, на амбразуру, учили, как обходить острые углы. Теперь я, конечно, уже могу сказать, что я матерый волк в этом во всем. И хочется пожелать, чтобы трудности, которые встречаются на пути, не обрывали желания идти дальше, чтобы они закаляли педагога как профессионала, как личность. Опытным коллегам хочется пожелать не замыкаться в себе, а все, что они знают и умеют, передавать молодым, чтобы молодые с каждым уроком, с каждым учебным днем, с каждой четвертью становились сильнее, грамотнее, опытнее, увереннее в себе. И, конечно, здоровья!