Некоторые клиенты, которыми чаще всего бывают девушки, считают, что если ты сфотографировал и сделал +100500 фото, то они все принадлежат им: «Я же заплатила». Они пишут: «Здравствуйте, Иван, пришлите мне все фото, я сама обработаю». Собственно, это что? Кто здесь фотограф? Это очень неприятно.
Сделайте меня помоложе
А еще однажды пишет девушка.
- Здравствуйте, у вас красивые фотографии.
- Спасибо, очень приятно.
- Дорогая камера, наверное?

Шедевральные фото можно сделать и на мыльницу, главное видеть композицию, свет, тени и учитывать другие моменты. Ну, окей. Съемка прошла, все вроде как довольны. Фото отправлены - от 15 до 20 в детальной обработке, остальные удачные в цветокоррекции, но клиент пишет:
- Фото все хорошие, но не могли бы вы еще на 105, 108, 120, 132, 145… убрать мне лишние бока, второй подбородок, сделать лицо помоложе, ноги постройнее и прическу попышнее. И немного добавить волны.
Я что - косметолог или парикмахер? Может, сразу девушке сходить к специалистам по своим проблемам, а потом к фотографу? Напомню, перед съемкой мы обговаривали, что 15-20 фото будут детально обработаны, где я слегка уберу лишнюю полноту по просьбе клиента, морщинки, прыщики и по некоторым местам еще кистью пройдусь.
Глаз режет
Еще очень даже очень нервирует, так это когда ты встретился с моделью, все прошло на позитиве, много удачных фото, дома ты их обработал, откорректировал, отретушировал, подогнал кадры под свою авторскую обработку. Загрузил снимки на гугл-диск и отправил по указанному адресу. Клиент доволен.
- Спасибо, фото такие замечательные, яркие.
- Я рад, что вам понравилось.

На следующий день заходишь в соцсети, листаешь ленту и видишь свои фото. О, ужас! Все фото в сине-сиреневых фильтрах, замылены и обрезаны. Что это? Я вижу, что снимки мои у клиента, но они совсем не похожи на мои, в другой обработке и испорчены так, что глаз режет. А под фото моя фамилия и ссылка на аккаунт. Конечно же, я пишу заказчику, мол, как так можно?
- Ну это же мои фото, я посчитала, что так будет красивее.
- А зачем вы их так разукрасили, это же совсем не похоже на мою работу?
- А что такого?
И это раздражает не только меня, так бывает у многих фотографов. Кажется, что тебя просто размазали по стенке, убили в тебе творческого человека. Клиенты, не делайте так!
И без фотографа неплохо
Были и такие моменты. Тебя пригласили на съемку несколько девушек. Задуман по плану девичник. Все хорошо, договорились. Захватили реквизит. Все улыбчивые, приветливые. Ты их фотографируешь. Погода просто чудесная. И тут небольшой перерыв, буквально на пять минут. Листаешь на фотоаппарате кадры, поднимаешь голову, а они на свои смартфоны позируют. Ну ладно, пусть красуются для соцсетей. Так это продолжается еще минут 20.

- Девчонки, мы пришли на фотосессию, или вы будете дальше на камеру смартфона позировать?
- Сейчас, погодите, мы быстренько отправим фото для контента.
- Окей, но время идет…
Съемка все-таки проходит, но в соцсетях уже куча снимков с девичника, сделанных на смартфоны. Спрашивается, зачем приглашали профессионала, если сами умеют, как они считают, неплохо?
Выедает мозг по чайной ложке
Есть такое выражение - клиент всегда прав. Но в случае с фотографией это выражение совсем может быть неприменимо. Будущая модель не может понимать всех тонкостей работы фотографа. Хорошо если она полностью изучила услуги фотографа, обговорила с ним нюансы, и все у вас в ажуре. Все поняли друг друга.
А бывает, что клиент просто наглеет. Например: требует то, чего вы исполнить не можете, просит вас поступить неэтично, просит встретиться снова и перефотографировать бесплатно, так как ему кажется, что на кадрах одежда у него была не та, или маникюр уродливый. Бывает, клиент грубит вам. Много разных моментов бывает, когда клиент, кажется, выедает ваш мозг по чайной ложке.
К слову, у каждого фотографа разная политика и условия съемки, чаще всего они стандартные. Но некоторые работают по своим правилам. Кто-то считает, что фото клиенту надо отдавать и в обработке, и сырые. Кто-то выбирает удачные на свой вкус, а исходники не показывает клиенту, другие исходники отдельно продают этому же заказчику, а кто-то скидывает сначала исходники, просит клиента отобрать лучшие для него кадры и потом их обрабатывает.

Договориться или нападать?
Но, так или иначе, фотограф в любом случае должен провести первичную выборку: удалить дубли и откровенный брак (промахи по фокусу, заваленный горизонт, закрытые глаза).
Сам же клиент, отбирая свои фотографии, часто действует субъективно: он стремится выбрать не самые удачные снимки, а те, которые совпадают с его собственным представлением о себе. Кроме того, обычно клиенты испытывают страх перед изображениями, на которых, по их мнению, видны их недостатки. Однако в большинстве случаев окружающие этих недостатков не замечают.
Каждая фотосессия уникальна, как и каждый клиент и фотограф.
Приведу еще пример того, что, как правило, бесит фотографов. Собрались на съемке несколько людей с камерами. Каждый из них со своим багажом знаний и опытом. Проходит мастер-класс или обычный фотодвиж, и тут некоторые профессионалы лезут в твой объектив. И это происходит в тот момент, когда ты вдруг находишь подходящий ракурс. Да еще и модель в нужной тебе позе! Ты бежишь скорее запечатлеть момент, а тут тебя пихает другой и спускает затвор. Здесь уже либо скандалить, либо просто культурно ответить.
В общем, ситуации бывают разные - как со стороны фотографов, так и со стороны моделей. Но если первые друг друга понимают и знают свои права, то вторая сторона устраивает такие разборки, что лучше избегать некоторых личностей. А еще лучше составить договор - соглашение двух сторон (статья 420 ГК РФ). Договор может быть как в устной форме, так и в письменной (статья 158 ГК РФ).
Письменная форма считается выполненной, если по электронной переписке стороны согласовали все существенные условия:
- предмет договора;
- цену;
- срок исполнения.
Если у вас есть такая переписка, значит:
- вы заключили договор в письменной форме;
- вы должны заплатить ту цену, о которой договорились;
- вы должны оказать услуги, о которых договорились.
Психологи советуют всегда - что в работе, что в личном плане - все сразу, на месте, обговаривать. Тогда избежите конфликта. А в нашем случае фотограф должен быть не только коммуникабельным, позитивным, стрессоустойчивым человеком, он должен знать права обеих сторон, при этом объяснять все плюсы и минусы каждого подхода в съемке. А клиент должен просто понимать, слушать, соглашаться или не соглашаться. А как вы считаете?