Амурский судостроительный завод – труд, покоряющий моря

Страницы истории одного из старейших предприятий региона

Страницы истории одного из старейших предприятий региона
Губернатор Хабаровского края и командующий ТОФ на закладке корвета "Ретивый"

12 июня 1933 года состоялась закладка первого промышленного объекта Амурского судостроительного завода – корпусообрабатывающего цеха. К 1935 году на еще строящемся заводе были готовы стапеля и другое оборудование для начала строительства подводных лодок.

25 мая 1935 года на стапеле №1 временной верфи на берегу Силинского озера была заложена первая подводная лодка XI серии Л-11, заводской номер 284. Это событие положило начало новой эпохе в жизни Амурского судостроительного завода, который официально еще не входил в число действующих предприятий судостроительной промышленности страны. 16 июня 1936 года была вписана славная страница в историю отечественного кораблестроения – первая подводная лодка АСЗ была спущена на воду.

Через 90 лет, 9 июня 2023 года, на стапеле трижды орденоносного Амурского судостроительного завода был заложен завершающий серию многоцелевой корабль ближней морской зоны класса «корвет» проекта 20385 «Ретивый» – десятый боевой корабль второго ранга, законтрактованный Министерством обороны РФ.

Между этими двумя событиями – годы упорного и самоотверженного труда коллектива амурских корабелов, их талант, высокий профессионализм и большая ответственность за порученное дело.

За всю историю своей деятельности Амурский судостроительный завод выпустил более 350 кораблей и судов различного назначения. Для Военно-морского флота было построено 99 единиц атомных и дизель-электрических подводных лодок, 62 боевых надводных корабля. Произведен средний ремонт 13 подводных лодок и двух плавучих технических баз перезарядки реакторов.

12 сентября 1980 года состоялся спуск на воду головной подводной лодки Б-248 – первой серийной ДПЛ легендарного проекта 877 «Варшавянка». Проект был разработан в КБ «Рубин». Сравнительно небольшой размер, форма и конструкция этой подводной лодки дают ей очень важное преимущество – малошумность и малозаметность. В НАТО 877-й проект прозвали черной дырой. Всего на Амурском судостроительном заводе в период с 1980 по 1994 год было построено 15 подлодок проекта 877.

В 2005 году две ДПЛ проекта 877 вернулись на родной завод для ремонта и глубокой модернизации. Однако, в силу различных причин, только один подводный корабль в январе 2017 года был передан Тихоокеанскому флоту в обновленном виде – большая дизель-электрическая подводная лодка, получившая стараниями ветеранов и руководства АСЗ наименование «Комсомольск-на-Амуре», встала на боевое дежурство.

Рубка второй ДПЛ стала основой мемориала в честь создателей подводного флота, чье открытие состоялось в сентябре текущего года на территории АСЗ. А в 1984 году заводом была сдана головная атомная подводная лодка проекта 971 «Барс». Общее число построенных лодок данного проекта – восемь единиц.

Гражданское судостроение в линейке построенных на АСЗ заказов представлено поистине уникальными судами и морскими сооружениями.

В пятидесятых Советский Союз приступил к регулярной проводке караванов по Северному морскому пути. Для этого в большом количестве нужны были ледокольно-транспортные суда. Во второй половине сороковых годов ленинградский инженер Николай Маклаковский спроектировал ледокольно-транспортное судно «Лена». Но отечественные верфи были перегружены, к тому же у них не было опыта в постройке таких судов. Поэтому заказ на ледокольно-транспортные суда разместили в Голландии. Там для СССР построили шесть таких судов. Но позже голландцы под давлением США отказались от такого сотрудничества. Поэтому было принято решение строить подобные суда в СССР. Головным в проекте 550 должна была стать «Амгуэма». Ее строительство поручили амурским корабелам. 7 июня 1961 года на дизель-электроходе «Амгуэма» был поднят флаг СССР. После двух первых полярных рейсов капитан судна высоко оценил труд амурских корабелов. Всего в период с 1958 по 1969 год в Комсомольске было построено 10 ледокольно-транспортных судов проекта 550.

Кроме того, на АСЗ построены высокотехнологичные суда: судно сейсморазведки, транспортные буксиры-спасатели и суда снабжения для нефтяников, плавучий комплекс по переработке жидких радиоактивных отходов, а также произведены работы по модернизации крупногабаритных морских объектов (морские платформы «Моликпак» («Витязь») и «Орлан», предназначенные для добычи углеводородов на шельфе острова Сахалин), металлоконструкции, технологические модули для нефтедобывающих платформ, емкости и резервуары для хранения дизельного топлива и углеводородных растворов, рыбопромысловые суда и маломерный флот.

В честь отмечаемого 29 июня Дня кораблестроителя и в канун 87-й годовщины со дня пуска предприятия в промышленную эксплуатацию в стапельном цехе Амурского судостроительного завода был заложен спусковой док-понтон проекта 65911. По итогам конкурса на лучшее название для будущего плавучего сооружения ему будет присвоено наименование «Амурец».

Новый спусковой док-понтон необходим заводу для обеспечения транспортировки всех строящихся и находящихся в ремонте судов и кораблей из сухих заводских эллингов к достроечному пирсу, а также спуска заказов на воду.

Амурский судостроительный завод, давший жизнь дважды орденоносному Городу трудовой славы Комсомольску-на-Амуре, ровесник Хабаровского края и флагман регионального кораблестроения, по-прежнему нацелен на качественное и количественное увеличение объемов продукции. На предприятии заканчивается процесс комплексной реконструкции производственных мощностей, а именно стапельного, сборочно-сварочного и корпусообрабатывающего производств. Основная цель реконструкции и технического перевооружения производства ПАО «АСЗ» – обеспечение технической оснащенности предприятия для строительства судов гражданского назначения с одновременным выпуском традиционной профильной продукции.

– В будущем мы надеемся, помимо обретения технологической независимости и ускорения процесса строительства судов и кораблей, расширить номенклатуру выпускаемой продукции за счет включения в портфель заказов более крупнотоннажных плавсредств. Идет планомерная подготовка производства к строительству надводных боевых кораблей первого ранга – фрегатов, – сказал генеральный директор Амурского судостроительного завода Михаил Боровский.

Высокий профессионализм амурских корабелов давно и прочно признан военными моряками.

– Качество, с которым строятся корабли на Амурском судостроительном заводе, позволяет эксплуатировать их в любой части Мирового океана, а не только в ближней морской зоне государства. Это стало своеобразной «визиткой», отличительной чертой вашего славного предприятия. Надеюсь, что так будет и впредь, – сказал в своем обращении к амурским корабелам командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Лиина.

27 сентября на Амурском судостроительном заводе состоялся вывод из цеха двух малых ракетных кораблей проекта 22800 (шифр «Каракурт») «Ржев» и «Удомля». Для данных заказов закончился стапельный период постройки. Впереди – достроечные работы и испытания.

В доках трижды орденоносного предприятия продолжается строительство еще двух серийных МРК и десяти многоцелевых сторожевиков класса «корвет» для Министерства обороны России; идут достроечные работы и подготовка к началу испытаний на втором серийном пароме для Сахалина «Василий Ощепков» и многофункциональном буксире ледового класса «Керченский пролив».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру