«Я больше не видел такой сплоченности людей»: к 10-летней годовщине наводнения в Хабаровском крае

Спасатели сделали все, чтобы никто не погиб

Спасатели сделали все, чтобы никто не погиб
«Я больше не видел такой сплоченности людей»: к 10-летней годовщине наводнения в Хабаровском крае ФОТО: МЧС России по Хабаровскому краю

Владимир Николаевич Кадыков - начальник поисково-спасательного отряда (село Ракитное) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю, спасатель международного класса. В 2013 году работал в Комсомольском поисково-спасательном отряде МЧС России заместителем начальника по поисково-спасательным работам.

ФОТО: МЧС России по Хабаровскому краю

- Первые дни наводнения: как узнали о прибывающей воде? Как отразилось на Вашей работе, какие задачи выполняли?

- Прогнозы доводились еженедельно на министерских селекторах. Когда первая волна пришла в Амурскую область из-за выпадения большого количества осадков, там уже работала группировка спасателей МЧС России, в том числе из Хабаровска. Оказывали помощь жителям нескольких населенных пунктов, расположенных на притоках реки Зея и отрезанных водой.

В будущем не ожидалось крупных дождей, первая волна пошла на спад, и уже стоял вопрос даже о выводе группировки МЧС из Амурской области, когда пришел очередной циклон. Поднятие притоков Зеи и наполнение Зейского водохранилища сыграло большую роль в развитии дальнейших событий. В Амурскую область была направлена дополнительная аэромобильная группировка МЧС России из Хабаровского края. В ее состав вошли и десять спасателей из Комсомольска-на-Амуре, они месяц работали в Зейском районе.

Я в то время исполнял обязанности начальника Комсомольского поисково-спасательного отряда МЧС России. Участвовал в заседаниях городской комиссии по ЧС, где озвучивали расчеты по срокам и ожидаемому уровню воды в Амуре в районе Города юности. Кроме того, наши спасатели, которые работали в Зейском районе Приамурья, ежедневно докладывали мне ситуацию, поэтому объем и вид предстоящих работ был понятен, к чему готовиться, что необходимо, хотя ничего подобного раньше не было, впервые мы столкнулись с такой стихией.

Первые предварительные расчеты дали уровень 6,3-6,5 метра, а защитные сооружения и Мылкинская дамба в Комсомольске были предназначены на 4,5. Начали усиливать защитные сооружения, наращивать дамбы. Основной объем работы выполняли администрация и предприятия города под руководством управления по делам ГОЧС Комсомольска-на-Амуре, которое, как и тогда, возглавляет легендарный человек - Сергей Иванович Христофоров.

ФОТО: МЧС России по Хабаровскому краю

Расчеты постоянно корректировали. Гребень паводка шел по рекам, которые впадают в Амур, и основные - Сунгари и Уссури - давали очень большой приток воды. Очередные расчеты показали уровень в Комсомольске - 7,1 метра. Еще выше стали поднимать сооружения, сыпать дамбы, активно оповещать население. 

К 1 сентября в Комсомольске был создан оперативный штаб федерального МЧС России. Я вышел с предложением, чтобы группу наших спасателей вернули из Амурской области. Там вода пошла на спад, а в Комсомольске предстояла большая работа, каждая пара рук была на счету. И 1 сентября наши спасатели вернулись бортом Ил-76. Я сам их встречал, успокоил, что с их родными и близкими все в порядке. Они переживали за них, потому что не знали, что происходит в Комсомольске, но видели в Амурской области, как дома в деревнях, селах, расположенных в низменности, уходили по крышу в воду.

Гребень прошел Еврейскую автономную область, начал подходить к Хабаровску, но уровень не останавливался, продолжал расти. Поняли, что 7,1 - не предел. В Комсомольске-на-Амуре стали наращивать группировку спасателей. Первые 12 человек прилетели из Алтайского края. Потом из Питера 53 спасателя Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России - это была самая большая группировка. Из Уфы, Красноярска, Нижнего Новгорода, из Московской области - региональные спасатели и «Центроспас». И, конечно, из субъектов Дальнего Востока. Группировка из Хабаровска, в составе которой были водолазы, дольше всех работала в Комсомольске. Старшим был Дим Димыч Ласун. Спасатели прибывали с оборудованием, снаряжением. Нужно было всех разместить, определить фронт работ. Эти задачи взял на себя Комсомольский поисково-спасательный отряд МЧС России. Водителей не хватало, мне самому не раз приходилось садиться за руль КамАЗа или автобуса, встречать спасателей. Размещали в спортзале, бывало, там яблоку упасть негде было. Определяли территории для дежурства: Менделеева, Хорпинский, Хапсоль, Новый мир, Пивань, Мылки, дорога в аэропорт, села по низу Амура - везде дежурили спасатели.

В национальном селе Бельго - на противоположном от Комсомольска берегу Амура - дежурили 20 спасателей Байкальского ПСО. Помню, на катере привез медицинского работника местным жителям. А они мне выносят ежика: «Выпустите его где-нибудь на земле, а то в Бельго нет ее, везде вода». Взял ежика, вернулся на катере в Комсомольск, заехал повыше на сопку, отпустил игольчатого. Он шустро побежал вверх. Наверное, чувствовал, вода прибывала с каждым днем.

ФОТО: МЧС России по Хабаровскому краю

- Чего боялись в эти дни больше всего?

- Страха не было. Все-таки не зря спасателей обучают, готовят. Далеко не каждый проходит эту подготовку, остаются те, кто действительно силен телом и духом. Когда идет работа - не важно, связано это с паводком, завалом, ДТП или поиском, где нужно спасти человеческую жизнь - настоящие спасатели работают спокойно, профессионально, не поддаваясь никакой панике, перехлесту эмоций, не боясь ничего. Потом - да, после всех работ, как и после этого наводнения - собрались, обговорили, разобрали, подвели итоги: какие моменты были слабые, в каком направлении нужно профессиональную подготовку подтянуть, какого оборудования или техники не хватало и т. д. Но паники - нет, не было. Каждый делал свое дело, стойко выполнял поставленные задачи.

Был день, когда в микрорайоне Менделеева дамбу прорвало. Ее там изначально не было, потому что этот район не подлежал подтоплению. Когда рассчитали уровень, стало ясно - надо сыпать дамбу. А там просто берег песчаный - ни фундамента, ни основания, никаких укреплений. Начали с нуля, и все понимали, что большой уровень она не выдержит. Максимум - 6,5 метра.

Она выдержала 7,1. Потом давление воды такое пошло, что прорвало. Случилось это днем, никакого форс-мажора и паники не было. Мы с начальником отряда Валерием Вячеславовичем Антонюком, он уже был на месте, сразу прибыли туда. К тому моменту в Комсомольске-на-Амуре большая группировка спасателей и военных была собрана, всех расставили по местам. В Менделеева дежурила группа Сибирского регионального отряда МЧС России, старшим у них был спасатель Захар Захарыч, его все знали. Они проводили работы по эвакуации населения. Тут же начали привозить дополнительные силы спасателей. Мы их встречали и сразу распределяли по улицам: от центральной ваша первая улица, ваша - вторая, ваша - третья и т. д. Все четко, спокойно, слаженно. Отработали частный сектор до центральной дороги, она была выше, поэтому воду еще какое-то время держала. Потом из частного сектора перебросили силы за дорогу, где в 4-х, 5-ти и 9-этажных домах подтопило первые этажи. Как раз приехали спасатели Московской области, я распределил их по многоэтажкам - эвакуировать и оказывать помощь жителям.

ФОТО: МЧС России по Хабаровскому краю

Сил было достаточно, чтобы эвакуировать всех, но не все соглашались, приходилось уговаривать, убеждать. Многие не хотели оставлять свои дома, квартиры. А некоторые вообще не знали, что вода пришла. С участковым на лодке подходим к многоэтажному дому, окна открыты на втором этаже, оттуда песни, музыка, веселье полным ходом, народ гуляет! И тут кто-то выглянул в окно: «Ого! Мужики, вода кругом, лодки!»

На лодках и в гидрокостюмах спасатели обходили улицы, дежурили в круглосуточном режиме, смотрели, чтобы нигде ничего не случилось.

По эвакуации заранее работа проводилась. Мобильный комплекс информирования и оповещения населения (МКИОН) постоянно ездил. Предупреждали людей, разъясняли, как эвакуироваться, где расположены пункты временного размещения. Но силой не будешь заставлять! Помню, в один из дней из Дальневосточного регионального центра МЧС России передали, что поступило обращение откуда-то из Центральной России. Дочь заявила: «Отец пропал в Комсомольске, в микрорайоне Менделеева, не выходит на связь». Мы контакты, адрес взяли, подъезжаем на лодке к дому. Хозяин - пожилой мужчина - на крыше сидит в кресле: «Я, говорит, не брошу дом, эвакуироваться не буду!» На чердак он загодя все необходимое перетащил, заготовил продукты, теплые вещи, место себе оборудовал и живет на чердаке. А света нет. Телефон разрядился, зарядить негде, поэтому дозвониться до него дочь не может. Мы ему телефон дали, он позвонил дочери, сказал, что все хорошо, успокоил. И таких моментов было много.

Менделеева затопило, но жизнь продолжалась. Людям на работу надо было, детям в школу, и выборы были в том сентябре. «Островок безопасности» в Менделеева был в районе трехэтажной школы, там штаб располагался, спасатели с лодками, аэроботом и ПТС - плавающий транспортер МЧС России. Утром людей на лодках вывозили к школе, оттуда на ПТС в город. Вечером обратно. В городе выставляли посты на светофорах, на пешеходных переходах дежурили спасатели с надувными лодками, перевозили людей, где реально перейти было невозможно. Всем давали номера телефонов, по которым можно было обратиться в оперативный штаб. Развозили гуманитарную помощь.

ФОТО: МЧС России по Хабаровскому краю

- Местные жители помогали?

- Честно, ни до, ни после я не видел такой сплоченности людей. Жители Комсомольска-на-Амуре, независимо от национальности и вероисповедания, помогали, кто чем мог. Предприниматели, которые работали в сфере общепита, привозили казаны плова, борща, хлеб, лепешки: «Парни, это вам!» Спасатели: «Не надо, у нас есть продукты». Все равно привозили.

На дамбы никого не пускали, там работали только спасатели и военные. Но нужны были мешки с песком для укрепления дамб. И местные жители занимались этим. На въезде в Комсомольск есть большая площадь, отсыпанная песком. Там люди с утра до ночи, а некоторые и круглосуточно работали. Одни насыпали песок в мешки, другие грузили, третьи привозили им питание, воду, мешки, одежду, перчатки - все, что нужно было. Работа шла воистину всенародно. Бабушки приносили пирожки, картошку. Ну как бабушку обидеть? Как отказать? Поэтому несли-несли-несли, кто что мог. Это надо видеть, не передашь словами, эти эмоции не объяснишь. Гордость за людей! Все едины были. И не только в Комсомольске, в поселках люди так же мужественно противостояли стихии. Например, в поселке Новый мир глава очень профессионально подошел, такой ответственный! Там протоки, вода с двух сторон, тяжело было дамбу удержать, но они отсыпали-отсыпали, долго держали, глава - молодец, в круглосуточном режиме, не знаю, когда он спал и отдыхал, но за поселок бился прямо!

Многие офицеры и МЧС, и военных в той ситуации 2013 года показали себя с самой лучшей стороны. Группировки спасателей, солдат менялись, а отдельные командиры оставались до последнего. Все на ногах, в полевых условиях. Министр МЧС России, его заместители постоянно на Мылкинской дамбе смотрели, как идут работы, какие условия, и чтобы никого голодным или замерзшим не оставить.

ФОТО: МЧС России по Хабаровскому краю

- При первоначальном уровне Мылкинской дамбы 4,5 пик наводнения был гораздо выше?

- 9,12. Вдвое больше. Пик был 11-12 сентября, самые жуткие дни, погода испортилась, дождь, ветер бешеный, волна. Тогда держали этот прорезиненный тент, чтобы волной не захлестывало и не размывало дамбу, где одновременно работало около сотни человек. И день, и ночь. Спасатели каждый вечер башни зажигали световые, чтобы все освещалось. И вместе с солдатиками мешки на себе таскали, потому что техника подъехать не могла, из-за волны была угроза дамбу разбить. Этого нельзя было допустить. Если бы Мылкинскую дамбу не удержали, процентов на 50 затопило бы Центральный округ города, а это жилые кварталы, больницы, детские сады, школы.

Очень опасались, что спасателей и военных, не дай бог, начнет смывать с дамбы вниз к озеру. Выставили усиленные группы, чтобы не допустить жертв, чтобы никто не погиб.

Напряжение, как натянутая струна, зловеще висело над головами весь ненастный день, ночь - и только к исходу второго дня погода начала успокаиваться, волна утихать, и уровень встал 9,1. Несколько дней так стоял. Потом потихоньку-потихоньку вода пошла на спад. Было такое внутреннее освобождение! Ощущение счастья! Выдохнули! Самое страшное осталось позади.

Гребень паводка ушел вниз по Амуру в поселок Маго, и там еще весь октябрь работали 20 спасателей МЧС России из Комсомольска и Хабаровска, оказывали помощь местному населению. К слову, есть среди этих спасателей те, кто без отдыха и перерывов боролся со стихией более 90 суток: месяц - в Амурской области, потом месяц - в Комсомольске и еще месяц - в Маго.

Спасатели, конечно, молодцы. Но не менее героически выполняли свою работу специалисты обеспечивающих подразделений - бухгалтерия, кадры, тыл, технический персонал, водители и т. д. Обслужить технику, принять, сдать, оформить документы, приход, расход, дебет с кредитом свести, командировочные, наградные, ничего не упустить, никого не потерять - работали и днем, и ночью не только во время наводнения, но и потом еще несколько месяцев после него.

ФОТО: МЧС России по Хабаровскому краю

Всем было непросто в 2013-м, но это был глобальный опыт, колоссальный! Именно в организации работы, распределении сил, средств, возможностей и одновременно с этим в проведении поисково-спасательных работ. Жизнь ведь не останавливалась. Несмотря на наводнение, люди продолжали попадать в ДТП, экстремальные бытовые ситуации, теряться в лесу и т. п.

Когда работы по ликвидации последствий наводнения уже завершались, пришли ко мне питерские спасатели, говорят: «Отправь нас куда-нибудь, чтобы хоть что-то посмотреть, кроме воды. Устали от нее за месяц!»  

В тот день обращение поступило, что бабушка в лесу заблудилась. Спрашиваю: «Поедете искать?» Они: «С удовольствием!»

Поехали, бабушку нашли, вывели из леса, до дома доставили, приехали в отряд такие довольные!

Много и курьезных моментов было. Обстановку и прогноз погоды постоянно мониторили, с рупорами по улицам ездили, по радио-телевидению народ оповещали, но чуть погода-непогода - звонят мне: «Куда бежать?» Самое интересное, что чаще других звонили жильцы восьмых-девятых этажей. Я им: «Вам куда бежать? Дом ваш точно не смоет, до восьмого этажа волна не поднимется!»

ФОТО: МЧС России по Хабаровскому краю

- Как Вы считаете, в случае повтора достаточно ли сейчас города защищены?

- В Хабаровском крае проделана серьезная работа в этом направлении. В краевой столице построены надежные защитные сооружения. В Комсомольске работы еще ведутся, но уже сейчас укрепления подняты на большой уровень. За последние пять лет были похожие с 2013 годом ситуации, например, в 2020 году, но они показали, что повторов не будет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру