Хабаровчанин о космосе: Петр Дубров провел творческую встречу со студентами

Космонавт рассказал о своем пути и ответил на необычные вопросы

Хабаровчанин о космосе: Петр Дубров провел творческую встречу со студентами

Петр Дубров заслуженно вошел в историю столицы Хабаровского края. Он стал первым хабаровчанином, зачисленным в отряд космонавтов за всю историю освоения межзвездного пространства. Он попал в состав основного экипажа космического корабля «Союз МС-18» и отправился в космос с площадки №31 космодрома Байконур.

На орбите мужчина пробыл 355 суток, установив этим рекорд длительности одного полета по программе МКС среди россиян. За это время он четыре раза выходил в открытый космос, проведя там 30 часов!

После возвращения на Землю, отдыха и восстановления Петр Валерьевич вернулся в родной Хабаровск и провел здесь серию встреч, где рассказывал о своем путешествии и отвечал на вопросы.

Первым, с кем встретился космонавт, стал губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев. Глава региона отметил, что своим земляком гордятся не только жители Хабаровского края, но и всего Дальнего Востока.

- Вы настоящий пример для ребят, которые сейчас учатся в лицее информационных технологий и Тихоокеанском госуниверситете. Именно с этих учебных заведений началась ваша уникальная карьера. И ровно 10 лет назад, проработав в разных компаниях инженером-программистом, вы победили в очень жесткой конкурентной борьбе и были зачислены кандидатом в отряд космонавтов. Вами гордится весь наш край, весь Дальний Восток! - поприветствовал гостя Михаил Дегтярев.

Встреча космонавта с губернатором Хабаровского края ФОТО: Правительство Хабаровского края

Далее Петр Дубров рассказал губернатору о работе на орбите - по его словам, полет был очень насыщенным.

- Практически за год пребывания на МКС я совершил четыре выхода в открытый космос, приемку двух новых модулей, в их числе многоцелевого лабораторного модуля «Наука», и их интеграцию в работу станции. Параллельно наш экипаж проводил научные эксперименты, успешно устранял возникающие нештатные ситуации. Также хорошо запомнился интересный опыт сотрудничества с российской киногруппой, снимавшей художественный фильм прямо на орбите, - рассказал космонавт.

В конце встречи стороны обменялись подарками - глава региона получил уникальную фотографию Хабаровска, сделанную с борта Международной космической станции.

Немного позже Петр Дубров провел встречу со студентами в стенах ТОГУ, где некогда учился сам. Во время выступления космонавт рассказал не только о работе на орбите, но и о том, как готовят будущих членов космических экипажей. Также Петр Валерьевич ответил на вопросы аудитории, и некоторые из них были очень неожиданными.

Внимательная аудитория

- Окончив университет, я старался реализовать себя в сфере информационных технологий, в том, что мне нравилось. Я увлекся парашютным спортом - сейчас у меня уже более 600 прыжков. Здоровье укрепилось, я достигал успехов в профессиональной сфере, и стала просыпаться детская мечта, которая всегда жила внутри - мечта о полетах в космос. Я стал думать, как это можно реализовать. И вот случилось знаковое событие - был объявлен первый открытый набор в отряд космонавтов. Сейчас представитель любой профессии может собрать необходимый комплект документов, отправить в Центр подготовки космонавтов и поучаствовать в отборе. Набор идет практически постоянно. После этой ступени следует очный этап отбора - проверка физической формы, психологического состояния, профессиональное собеседование, составляется представление о человеке и его возможностях. Завершается все медицинским обследованием. По итогам всех тестов 8 октября 2012 года межведомственная комиссия приняла решение о зачислении восьмерых человек из более 400 подавших заявление на отбор на курс общекосмической подготовки - в отряд космонавтов, - начал свой рассказ Петр Дубров.

По словам хабаровчанина, обучение для дальнейшей работы на орбите занимает очень длительное время. Помимо физической подготовки, космонавты должны хорошо разбираться в точных науках, обладать навыками медицинской помощи и, конечно, знать, как управлять и чинить орбитальную станцию. И тут уже возникает вопрос - если дисциплины можно выучить на Земле, то как отточить навыки в работе со станцией, которая сейчас в космосе?

Работать в невесомости оказывается сложно

- В центре подготовки есть копия станции, которая сейчас находится в космосе, - поделился Петр Дубров. - Она абсолютно идентична, что по размеру, что по функциям, и даже по расположению всевозможных кнопок. Сделано это для того, чтобы мы, космонавты, могли узнать, как работать с ней и как предотвращать чрезвычайные происшествия. Инструкторы часто устраивали какие-нибудь внештатные ситуации и смотрели, как мы их предотвращаем.

Рассказывая о сложностях подготовки, космонавт отметил, что далеко не все действия, которые кажутся простыми, так легко выполнить. Например, трудности вызвало такое действие, как бросить предмет прямо в невесомости. Казалось бы, что здесь трудного, кинул и все, но, оказывается, и тут нужно тренироваться.

- Когда мы кидаем какой-нибудь предмет прямо, мы из-за того, что привыкли к земной гравитации, кидаем его заведомо чуть-чуть вверх. В невесомости такой трюк не пройдет - предмет нужно кидать точно прямо! И нам действительно пришлось этому учиться, так как после земной гравитации очень трудно изменить порядок привычных нам действий, - рассказал космонавт.

Затронул Петр Дубров и тему о практиках выживания не только на орбитальной станции, но и на самой Земле. Сейчас все космонавты совершают приземление в степях Казахстана, но ведь может случиться все что угодно, и экипаж приземлится, например, в море. Для этого, оказывается, предусмотрено все - от дополнительных теплых водонепроницаемых костюмов до спасательных надувных предметов, которые помогут космическим работникам спокойно дождаться службу спасения.

Спецодежда Петра Дуброва

Заканчивая свой рассказ, хабаровчанин отметил самые главные ожидания космонавта от его работы - и, оказалось, что Петр Дубров пережил их все.

- Наверное, за год произошло все, о чем только может мечтать космонавт. Во-первых, это прием двух новых модулей на орбите. Принять даже один модуль - событие для космонавта, а во время моего полета таких модулей было сразу два. И, конечно, самая сложная и самая интересная деятельность на борту - выходы в открытый космос. Мне очень повезло, у меня этих выходов было целых четыре. Это сложное мероприятие, к которому мы начинаем готовиться еще на Земле. На орбите за две недели до выхода мы начинаем готовить скафандры, шлюзовой отсек, изучаем районы работ через иллюминатор. В день выхода, который продолжается около 20 часов, просыпаемся в три-четыре часа, делаем последние проверки, надеваем обмундирование. У нас были задачи по подготовке станций к приему новых модулей, работы было много. Все прошло успешно, - заключил хабаровчанин.

После выступления Петр Дубров предложил ответить на вопросы аудитории, и руки желающих тут же устремились вверх. Вопросы были разной тематики - кто-то спрашивал о любимых фильмах и музыке, кто-то о космическом туризме, а кто-то поинтересовался - готовят ли космонавтов ко встрече с НЛО? Петр Валерьевич со смехом ответил, что нет, так как вероятность данного события настолько мала, что никто даже о таком не думает. Но потом все же поделился, что сам экипаж об этом не раз разговаривал, обсуждая свои действия, если такое все же произойдет.

Встреча с космонавтом длилась больше двух часов

Также у космонавта спросили о том, чего ему не хватало в космосе и уже потом на Земле.

- В космосе мне больше всего не хватало обычного горячего душа, - улыбнулся Петр Дубров. - Когда я вернулся, я поставил стул в душ, стоять долго я еще не мог, сел на него и наслаждался бесконечными струями воды. А уже на Земле мне не хватает четких событий в течение дня. Когда мы только собирались на орбиту, мы уже знали свое расписание там, вплоть до минуты. И за год к такому очень быстро привыкаешь.

Еще один вопрос, который заставил хабаровчанина улыбнуться - что же делать космонавту, если на орбите у него заболел зуб, ведь от такого случая не защитит даже то, что перед полетом им лечат все, что только может быть не так с зубами. Оказалось, что во время подготовки космические работники учатся и стоматологической помощи! То есть поставить временную пломбу или вырвать зуб они смогут, на станции для этого есть все необходимые инструменты.

- За год работы зубы ни у кого не болели, но неприятный случай был - у одного из коллег выпала пломба. Мы поставили ему временную, и до возвращения на Землю он ходил с ней, - поделился Петр Дубров.

Флаг, побывавший в космосе

В конце встречи космонавт подарил ТОГУ флаги, которые были с ним в космосе. После все желающие смогли получить у Петра Дуброва автограф и сделать памятные фотографии.

Что еще почитать