В этом году отпразднуют 100-летие окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке. Память об этих события будет храниться долгие годы, и не только в учебниках истории. Например, во многих городах называют улицы в честь исторических деятелей или великих полководцев. Такие улицы есть и в Хабаровске, и обратим свое внимание на улицу Уборевича. Кто это и почему его память записана на картах Хабаровска?
Вернемся в прошлое, в самую страшную ночь – 11 июня 1937 года. В тот день, в 23 часа 35 минут председатель закрытого суда Ульрих по жесточайшему распоряжению Сталина огласил смертный приговор ряду людей, среди которых был Уборевич Иероним Петрович. На рассвете всех расстреляли.
А в конце 50-х годов казненных реабилитировали посмертно, и, к примеру, именем Иеронима Уборевича назвали улицы, как на Украине, так и в России. Назвали именем Уборевича улицу и в Хабаровске — она примыкает к нынешнему военному санаторию в Богдановке на краю города, где находилась дача Василия Блюхера. Ранее улица Уборевича в Хабаровске раньше называлась Нанайской и была переименована в связи с празднованием 50-летия Великого Октября
Что произошло? Почему сначала расстреляли, а потом отдали дань уважение в виде памяти по всей России? Уборевич Иероним Петрович в 1921-1922 годах был председателем Военсовета, военным министром и главкомом армии Дальневосточной республики, и его имя крепко вписано в историю Дальнего Востока.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Родился Иероним Уборевич в 1896 году в деревне Антандрия Зарасайского уезда Ковенской губернии, на территории современной Литвы. Он был выходцем из крестьянской семьи, но это не помешало ему с золотой медалью окончить реальное училище города Двинска и поступить на механический факультет Петроградского политехнического института. Но он ушел из института и стал курсантом Константиновского артиллерийского училища — высшего военного учебного заведения Российской Империи, которое готовило офицеров-артиллеристов. Окончив училище, Иероним Уборевич отправился на фронт, в самый разгар Первой мировой войны.
Государственный объединенный музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева приводит данные, что во время войны юный офицер попал в плен. Освободят его в июле 1918 года, когда правительство Ленина подпишет с Германской Империей Брест-Литовский мир.
После этого Иероним Уборевич активно участвует в Гражданской войне в качестве боевого командира. После подавления восстаний, мужчину направляют в Восточную Сибирь, где еще сохраняется сильное антисоветское партизанское движение.
ОТПРАВЛЯЯСЬ НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
Всего через год Иероним Петрович становится военным министром Дальневосточной республики и принимает участие в окончательном разгроме войск Приамурской земской рати генерала Дитерихса. А в 1922 году армия, под его командованием, заняла Владивосток, который находился под контролем японских интервентов. Японские войска покинули республику, и оставалось подавить только антисоветское движение.
А 22 ноября 1922 года Дальневосточная республика, просуществовав чуть больше двух с половиной лет, была упразднена. Вооруженные силы недолгого государства назвали 5-й армией РККА, а Уборевич из министра превратился в советского командарма, прослужив в Хабаровске до июня 1924 года.
ЗАКАТ СЛУЖБЫ
В дальнейшем Иероним Петрович занимал различные посты в Уральском, Северо-Кавказском, Московском и Белорусском военных округах, параллельно исполняя должности начальника вооружений Рабоче-крестьянской Красной Армии и члена Военного совета Наркомата обороны СССР. В 1937 году его назначили начальником Средне-Азиатского военного округа и почти сразу арестовали по делу маршала Тухачевского. Сначала мужчина отрицал свою вину, но позже подписал протокол с признанием и был расстрелян на рассвете 12 июня 1937 года. В 1957 году его посмертно реабилитировали и восстановили в партии.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
Спустя годы отношение к Иерониму Уборевичу остается разным. Например, известный писатель-перебежчик Виктор Суворов в своей книге «Очищение» написал, что «Уборевича считали одним из самых жестоких и кровавых командующих. Но заслуги в истории России у него есть, хоть и противоположные друг другу по мнению советского строя – для одних граждан он стал поработителем последнего свободного от большевиков города страны, а для других — выдающимся человеком, который окончательно установил Советскую власть на Дальнем Востоке, в большей части в Приморье. И, наверное, не стоит пытаться осуждать – вспять ход событий не повернешь. Только благодаря таким людям мы можем осмыслить историю и не повторять ошибок прошлого. А названия улиц нам дают эту возможность – помнить и никогда не забывать.