В программу инвестиционных квот на втором этапе предполагается внести ряд изменений, касающихся водных ресурсов для промысла и объектов инвестиций. В отрасли рассчитывают на сохранение финансовой поддержки государства, направленной на перевозку рыбы из восточных регионов, но отмечают необходимость доработки механизма. Между тем на Дальнем Востоке продолжается строительство рыбоперерабатывающих и рыбоводных заводов. Ситуацию в отрасли анализируют эксперты EastRussia.
Споры о квотах
В рыбопромышленной отрасли подводят первые итоги поддержки, оказываемой правительством после ограничения экспорта российской рыбы в КНР. В ноябре в Росрыболовстве оценивали как невостребованную введенную ранее (в середине октября) субсидию на перевозку минтая железнодорожным транспортом из дальневосточных в центральные регионы страны, так как к концу ноября подано только 12 заявок на перевозку четырех тысяч тонн рыбы. Вводя меры поддержки, в правительстве рассчитывали перевезти не менее 20 тысяч тонн минтая. Тем не менее в ведомстве предположили, что грузоотправителям потребуется дополнительное время для наращивания поставок. Так, FESCO стала одним из перевозчиков, воспользовавшихся субсидией для отправки контейнеров с рыбой, и заявила о готовности увеличивать объемы.
Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев полагает: причиной малого количества заявок стал тот факт, что в середине октября уже было отгружено в холодильные мощности южнокорейского порта Пусан более 60% годового вылова минтая, включая рыбу для транзита в КНР. Однако в ВАРПЭ предлагали не отказываться, а расширить субсидирование железнодорожного тарифа на сельдь и горбушу.
В Ассоциации добытчиков минтая (президент - Алексей Буглак) в качестве причин небольшого спроса также называют дефицит подвижного состава и увеличение стоимости перевозок. Так, если в начале 2021 года стоимость перевозки рыбной продукции из ДФО в центральные регионы составляла 12-13 рублей за килограмм, то к ноябрю она выросла до 25-27. Субсидия в шесть рублей за кило в таких условиях покрывает только железнодорожный тариф. Опасения ВАРПЭ по поводу низкого освоения субсидии касаются возможного отказа от выделения средств в 2022 году, что может привести к существенному снижению финансовых показателей отрасли уже в первом квартале.
В Ассоциации организаций продуктового сектора сочли проблемой слабую информированность рыбопромышленников о субсидировании и отсутствие готовности предоставить пакет документов о происхождении рыбы. В отрасли также недовольны обилием бюрократических процедур. В частности, в ГК «Доброфлот» заявили, что отказались от субсидии из-за необходимости предоставления большого количества документов, учитывая небольшой размер субсидии. В «Доброфлоте» предложили предоставлять субсидию на основании ветеринарных сопроводительных документов в системе Россельхознадзора «Меркурий», которая уже содержит нужные сведения.
При этом отправка рыбопродукции со станций ДВЖД в западном направлении по итогам января-октября 2021 увеличилась на 34,7% по отношению к аналогичному периоду 2020 года, составив 541,2 тысячи тонн. В октябре рост отправки рыбы составил 88,9% к октябрю 2020 года - до 79,9 тысячи тонн. Основной объем рыбопродукции отгружен заказчикам Московской области (226,5 тысячи тонн), Урала (101,9) и Сибири (78,6 тысячи тонн).
Продолжается обсуждение реализации второго этапа распределения инвестиционных квот. Новые аукционы в рамках программы планируется провести в 2023-м. В ноябре Росрыболовство предложило выделить для строительства судов и перерабатывающих мощностей 20% инвестквот на минтай и сельдь и распределить их в равном соотношении: 10% - для строительства рыбоперерабатывающих заводов и 10% - рыбопромысловых судов. При изъятии квот для второго этапа в ведомстве рекомендуют возместить потери предпринимателям в размере 20% от объема уже закрепленных инвестквот в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. Также предполагается выставить на аукционы право на добычу оставшихся 50% общих допустимых уловов краба и 100% общих допустимых уловов наиболее ценных морепродуктов (морские гребешки, ежи, трепанги).
Соответствующий законопроект минсельхоза, таким образом, предусматривает распределение 20% от общего улова сельди и минтая в ДФО, 50% квот на добычу краба и 100% квот на вылов моллюсков (включая гребешков, трепангов, морских ежей). Законопроект размещен для публичного обсуждения. В минсельхозе заявляют о намерениях рассмотреть все предложения.
В Росрыболовстве также видят необходимость в расширении в рамках программы инвестквот номенклатуры инвестиционных объектов. Так, в их число предлагается включить холодильные мощности в портах, дефицит которых оказался наиболее проблемным во время ограничения поставок рыбы в КНР. В целом в ведомстве рассчитывают, что второй этап инвестквот позволит построить около 30 рыбопромысловых судов, до 35 судов-краболовов и порядка десяти новых рыбоперерабатывающих заводов на Дальнем Востоке на общую сумму 300 миллиардов рублей.
Дополнительный доход федерального бюджета от продажи квот на аукционах оценивается в сумму порядка 200 миллиардов рублей. Тем не менее данные предложения подлежат дальнейшему обсуждению. По поручению вице-премьера, полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева Росрыболовство совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и представителями отрасли должны доработать предложения для дальнейшего внесения изменений в законодательство.
«Снарядить он флот велел...»
В декабре Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ, президент Алексей Осинцев) направила главе минсельхоза Дмитрию Патрушеву свои предложения по проведению второго этапа программы инвестквот. В ассоциации предложили дополнить перечень распределяемых водных биоресурсов дальневосточными креветками, связывая это с тем, что рентабельность добычи ресурса сравнима с крабовым промыслом.
По предварительным оценкам, общая квота на северную и углохвостую креветку на Дальнем Востоке составляет 12 тысяч тонн в год, выручка от продажи - 10 миллиардов рублей, прибыль - три миллиарда. Но для добычи этого ресурса требуется обновление флота.
При этом в Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП, глава - Георгий Мартынов) оценивают рентабельность промысла креветок как более низкую по сравнению с добычей краба (исключение составляют глубоководные виды крабов). В ассоциации обращают внимание на изменчивость популяции креветок, в связи с чем она не подлежит прогнозированию на 10-15 лет вперед, что затрудняет планирование инвестиций.
В АСРФ также просили ускорить проведение новых аукционов с квотами на добычу краба, проведя их до конца 2022 года. В ассоциации полагают: это позволит разместить заказы на строительство краболовов на российских верфях уже в первом полугодии 2023-го. Стоит отметить, что во втором этапе аукционов на получение крабовых квот намерены участвовать ГК «Русский краб» («Русская рыбопромышленная компания» Глеба Франка), где полагают: более ранее проведение аукционов создаст условия для ритмичной непрерывной загрузки судостроительных мощностей. В то же время 50% квот на краба проданы на аукционе только в конце 2019 года, и в отрасли допускают, что требуется больший период времени для оценки экономических последствий.
Впрочем, вопрос о необходимости строительства большого количества новых рыбопромысловых судов, в том числе краболовов, пока вызывает в отрасли дискуссии. Крупные рыбопромышленники и судовладельцы полагают необходимым строительство новых судов в рамках квот. Так, в ноябре в ГК «Норебо» предлагали полностью отказаться от стимулирования строительства рыбоперерабатывающих заводов и сосредоточиться на обновлении промыслового флота на российских верфях в рамках второго этапа. Для чего выделять квоты на водные ресурсы только под строительство промыслового флота, при этом предоставлять квоты на 15 лет для малотоннажных судов, на 25 - для среднетоннажных, на 35 лет - для крупнотоннажных. Напомним, что в рамках первого этапа квоты выделялись для всех судов на 15 лет. Квоты предлагается закреплять в объеме, необходимом для полной загрузки судов.
Эту позицию разделяют в РРПК, где также указывают: при морской переработке по сравнению с береговой добавленная стоимость выше в два раза, а производительность труда - в четыре. Однако с идеей не согласны в ВАРПЭ, где отмечают: развитие береговой переработки результативно, поскольку построенные в рамках программы заводы уже действуют, в отличие от судов. В том числе строительство перерабатывающих мощностей позволило частично заместить экспортные поставки, которые были ограничены в текущем году. В АРПП указывают на высокую загруженность российских судостроительных предприятий. Председатель Рыбного союза Александр Панин отмечает: судовая продукция представляет собой прежде всего сырье для дальнейшей переработки, и оно ориентировано на экспорт. По этой причине в условиях основной поддержки такого производства может возникнуть проблема с обеспечением доступной рыбой внутреннего рынка.
Кроме того, в ВАРПЭ считают, что перенос аукционов на более ранний срок в первую очередь выгоден для АСРФ (в сочетании с предлагаемым ранее увеличением допустимых сроков строительства краболовов с пяти до семи лет), так как компании смогут увеличить поток наличных средств.
Китайский синдром
Между тем проблему для поставок рыбы в КНР создают также новые правила маркировки замороженной продукции для экспорта, введенные китайскими властями. В декабре Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) обратилась к главе минсельхоза Дмитрию Патрушеву с просьбой предложить властям КНР отменить эти правила. Приказ Главного таможенного управления КНР (ГТУ) вступил в силу с 1 января 2022 года, и он обязывает импортеров маркировать внешнюю и внутреннюю части упаковки. Кроме стандартного перечня информации о производителе, реквизитах, наименовании товара, названии судна, районе вылова необходимо дополнительно указывать регистрационные номера и адреса всех предприятий, имеющих отношение к экспортируемой продукции (включая промысловые, перерабатывающие, транспортные суда, склады-холодильники временного хранения).
Президент АДМ Алексей Буглак заявил о невозможности выполнения требований в полной мере - в связи с тем, что поставщик может принимать решение о выборе подобных объектов оперативно в зависимости от наличия свободных емкостей. Крупные экспортеры («Русская рыбопромышленная компания» Глеба Франка, УК «Норебо» Виталия Орлова) также полагают, что требования таможни КНР затруднят осуществление экспорта и потребуют дополнительных затрат, поскольку для нанесения маркировки на внутреннюю часть упаковки необходим монтаж дополнительной упаковочной линии. Дополнительные затраты для всего мороженого российского минтая оцениваются в сумму порядка 45 млн долларов в год. При этом по итогам января-сентября 2021 г. экспорт мороженого минтая из РФ в Китай сократился в 4,7 раза (на 131 млн долларов), общий объем поставок российской рыбы в КНР снизился на 18%.
В конце года рыбопромышленники также высказывали опасения о возникновении проблем при добыче минтая в Охотском море (Охотоморская минтаевая экспедиция началась 1 января) из-за вступления в силу с января 2022-го новых требований к оформлению лицензии на добычу водных биоресурсов. Президент ВАРПЭ Герман Зверев и глава АДМ Алексей Буглак направили обращение вице-премьеру Виктории Абрамченко. Изменения в правилах оформления лицензий на вылов предусматривают выдачу разрешений на добычу биоресурсов для судов, произведенных за пределами ЕАЭС, только при условии предоставления информации об их таможенном декларировании. При этом отсутствует перечень нормативных актов, определяющих точный перечень документов, необходимых для доказательства прохождения растаможивания.
Представители отрасли указывали на неопределенность с судами, произведенными в бывшем СССР. Препятствием также может стать отсутствие документов у владельца судна в том случае, если оно прошло процедуру таможенного декларирования при прежних владельцах, хотя ФТС располагает сведениями о растаможивании рыболовецких судов лишь с 1995-96 гг. В ВАРПЭ оценили потери в случае возникновения проблем с получением разрешений у части судов в более чем 300 млн руб. в сутки.
Но в Росрыболовстве не увидели в новых правилах угрозы промыслу. В ведомстве пообещали предоставить для судовладельцев, обращающихся за лицензиями в 2022 году, необходимые разъяснения по порядку лицензирования в индивидуальном порядке.
Новые проекты
В Сахалинской области создано несколько новых лососевых рыбоводных заводов. В декабре минувшего года в Невельском районе был запущен новый лососевый рыбоводный завод на реке Оненуси. Инвестором выступила компания «Каниф». Объем инвестиций составил 150 млн рублей. Выход предприятия на проектную мощность ожидается в текущем году - оно будет воспроизводить до 27 млн мальков тихоокеанских лососей в год. В 2021 г. на инкубацию были заложены первые 2,5 млн икринок кеты.
На курильском острове Итуруп в конце года запущен новый лососевый рыбоводный завод компании ООО «Континент», инвестировавшей 82 млн рублей. На инкубацию заложено пять миллионов икринок горбуши и 10 млн икринок кеты. В целом мощность предприятия позволяет заложить на инкубацию 26 млн икринок. Выпуск в Куйбышевский залив пока составляет порядка 90 млн штук молоди, а к 2025-му планируется нарастить количество до 200 млн.
Также компания ООО «Азимут» построила на курильском острове Парамушир лососевый рыбоводный завод мощностью до 100 млн штук молоди тихоокеанских лососей в год, инвестировав свыше 430 млн руб. После выхода предприятия на проектную мощность инвестор рассчитывает обеспечить ежегодный возврат до 4,9 тыс. тонн лосося, что позволит увеличить добычу красной икры и даст возможность организовать переработку в Северо-Курильском районе.
Следует отметить, что глава Росрыболовства Илья Шестаков в декабре сообщил о подготовке ведомством новой схемы перераспределения рыбопромысловых участков тихоокеанских лососей, которая будет зависеть от выполнения пользователями участков инвестобязательств, от объемов улова и создания инфраструктуры, а также от наличия поддержки населенных пунктов, где работают предприятия.
Между тем ученые Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) в ходе рабочего совещания по вопросам подготовки к лососевой путине 2022 года в декабре предложили выработать единые подходы к строительству лососевых заводов на Сахалине и Курилах. В Сахалинской области может быть согласовано около 29 участков под строительство лососевых рыборазводных заводов, и еще для 19 участков предполагается провести дополнительные исследования. Напомним, что по итогам лососевой путины 2021 года в целом выловлено 540 тыс. тонн красной рыбы.
Также в регионах в рамках ТОР продолжается строительство рыбоперерабатывающих заводов. В приморской ТОР «Надеждинская» в декабре компания «Велес-Снек» начала выпуск собственной рыбной продукции из трески, камбалы и минтая в объеме 50 тонн в сутки. Через два года планируется увеличить объем производства в два раза. Также для хранения продукции открыт холодильный склад на 2,5 тонны. Планы включают строительство цеха по переработке рыбных отходов в рыбную муку, развитие более глубокой переработки рыбы и кальмаров, производство консервов и полуфабрикатов. Объем финансовых вложений в проект - 355,6 млн рублей.
В Чукотском АО компания «Чукотский лосось» в конце года получила статус резидента ТОР «Чукотка» с проектом по созданию рыбоперерабатывающего производства в Анадыре мощностью не менее 200 тонн готовой продукции в год. Компании принадлежат рыбопромысловые участки в Анадырском районе. Объем инвестиций составит 15,5 млн рублей. Тем временем в Камчатском крае, в нижнем течении реки Кехта (Соболевский район) в рамках ТОР «Камчатка» запущен рыбоперерабатывающий завод мощностью 200-250 тонн готовой продукции из лососевых и донно-пищевых пород рыб и икры в сутки. Инвестором является «Колхоз Октябрь», вложивший в проект 200 млн рублей.
Также в текущем году в Хабаровском крае (район им. Лазо) планируется запустить рыборазводный комплекс по производству и переработке сома и форели компании ООО «Амурсталь-центр». Общий объем производства готовой продукции составит до двух тысяч тонн в год. Объем инвестиций оценивается в 1,2 млрд рублей.
Ростислав Туровский,
научный редактор EastRussia,
профессор ВШЭ,
доктор политических наук;
Екатерина Шамсутдинова
_____
- В целом в ведомстве рассчитывают, что второй этап инвестквот позволит построить около 30 рыбопромысловых судов, до 35 судов-краболовов и порядка десяти новых рыбоперерабатывающих заводов на Дальнем Востоке на общую сумму 300 млрд рублей.
- В Хабаровском крае (район им. Лазо) планируется запустить рыборазводный комплекс по производству и переработке сома и форели. Объем инвестиций оценивается в 1,2 млрд руб.
- Глава Росрыболовства Илья Шестаков в декабре сообщил о подготовке ведомством новой схемы перераспределения рыбопромысловых участков тихоокеанских лососей, которая будет зависеть от выполнения пользователями участков инвестобязательств, от объемов улова и создания инфраструктуры, а также от наличия поддержки населенных пунктов, где работают предприятия.
Прогнозы "Чего ждать от лососевой путины-2022"
Экспертные обсуждения внесения изменений в региональную стратегию промысла тихоокеанского лосося и гольца начались в Хабаровском крае. В феврале сохранение популяции красной рыбы обсудили представители правительства края, депутатского корпуса, отраслевой науки, руководителей рыбопромысловых предприятий и представителей коренных малочисленных народов.
В ходе дискуссии отмечалось, что высокая промысловая нагрузка является одним из главных факторов снижения популяции лососевых. Так, с 2008 по 2016 годы количество рыболовных участков увеличилось с 98 до 343.
- Все это не способствовало сохранению запаса, а при наступлении неблагоприятных условий ситуацию усугубило. Но, начиная с 2017 года, Росрыболовством и ВНИРО разработано несколько мер регулирования, а правила рыболовства ужесточили за счет внесения изменений в более чем 20 пунктов. Мы начали отмечать положительную динамику, а в 2020 году вышли на более или менее удовлетворительные показатели заполнения нерестилищ. Тем не менее в 2017 году нерестилища заполнялись крайне слабо, что и сказалось - с учетом четырехлетнего цикла - на итогах осенней путины 2021 года, - указал руководитель Хабаровского филиала Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии Денис Коцюк.
По его словам, в 2018-м ситуация была не многим лучше, что позволяет констатировать – больших подходов лососевых в ближайшее время ждать не приходится. Именно по этой причине в прошлом году в Амуре и Амурском лимане освоено только 5,7 тыс. тонн от установленного комиссией к вылову объема в 12,3 тысячи тонн.
- Путина прошлого года показала, что выше реки Амгунь на нерест поднялась незначительная часть Амурского стада (30-35%), уровень заполнения нерестилищ аналогичен 2017 году. Подходы к рыбоводным заводам были также незначительны. В результате фактическая закладка икры составила всего 38 млн штук, - отмечает глава комитета рыбного хозяйства правительства края Никита Король.
В связи с неблагоприятными прогнозами отраслевой науки в регионе планируют сохранить запрет на добычу горбуши и летней кеты в Амуре, а также лосося и гольца в реке Тумнин. Также, по мнению ученых, недостаточное заполнение нерестилищ требует введения более жестких мер регулирования в путину 2022 года.
В числе предложений для включения в стратегию – сокращение срока начала и прекращения промысла, а также введение временного запрета на промышленный лов лосося выше устья реки Амгунь и в Амурском лимане.
Также до конца года предлагается закрыть промысел лосося ставными неводами типа «заездок» с длиной крыла более чем в тысячу метров на участке ниже по течению от Николаевска-на-Амуре. А использование плавных сетей для промрыболовства запретить на всем протяжении Амура.
Как сообщил khabkrai.ru, окончательное рассмотрение и утверждение стратегии промысла тихоокеанских лососей пройдет в апреле в рамках Дальневосточного бассейнового научно-промыслового совета.