«Лед и пламя» - звучит как наименование фэнтезийного сериала про средние века. Но здесь, несмотря на романтическое название, никаким фэнтези не пахнет. «Лед и пламя» - лыжный переход длиной в 400 километров из Хабаровска в Комсомольск-на-Амуре. И в данном случае лед - это просто лед - именно по нему пойдут лыжники, пламя - неудержимая тяга к приключениям, горящая в сердцах участников перехода.
Началась эта история 89 лет назад, когда целый батальон военных строителей в Хабаровске встал на лыжи и своим ходом, по руслу Амура, отправился на строительство Комсомольска-на-Амуре. Другого пути, говорят историки, в то время не существовало. Летом - пароходами, зимой - пешком. Морозы в декабре 1933 года стояли такие, что Амур промерз до самого дна. Однако военных строителей это не смутило.
Получив на складе новенькие теплые овчинные полушубки, войлочные буденовки, шерстяные подшлемники, валенки, лыжи и сухой паек, красноармейцы отправились в путь. Как ни странно, дошли все, это несмотря на то, что тертых в боях кадровых военных в составе подразделения было раз-два и обчелся - батальон был сформирован всего за 45 дней из молодежи призывного возраста, владеющей строительными специальностями.
Кстати, памятник тем молодым военным стоит в сквере у драмтеатра Города юности. Помните лыжника, призывно машущего рукой? Это про них. Подвиг молодых бойцов, который подвигом тогда совсем не считали, впечатляет до сих пор. Первая лыжная экспедиция, повторяющая маршрут первостроителей, состоялась аж в 1967 году. Затем все новые и новые поколения дальневосточников проверяли себя на 400-километровом маршруте.
На этот раз переход помимо военных посвящен еще и 150-летию со дня рождения Владимира Арсеньева. В путь отправились 15 спортсменов-лыжников, все они из Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района, как шутят участники перехода - идти домой всегда легче. Идти будут днем, ночевать в поселках, там же проводить встречи со школьниками. Всего запланировано 12 ночевок.
Багаж поедет отдельно на снегоходах - сопровождают отважных путешественников краевые спасатели. На всякий случай. Со спасателями едва не вышел казус - идейный вдохновитель похода обратился в соответствующее ведомство, там сопровождающих выделить пообещали, но потом ответили, что пока все заняты. Ждать до весны спортсмены не захотели и попросили о помощи губернатора. Тот не отказал.
Самому молодому участнику перехода 33 года, самому старшему - 62. Виктор Гусев - лыжник-стайер со стажем. На его счету несколько таких переходов, некоторые даже побольше, чем 400-километровые. За себя он не беспокоится - говорит, главное, чтобы молодежь выдержала.
- Я ходил в 2012, в 2013, в 2014, еще тем составом «Льда и пламени», - рассказывает Виктор Гусев, участник перехода. - Я скажу вам, что я еще достаточно молод. Вот в 2012 году с нами ходил Валентин Федорович Мельников, ему на тот момент было 77 лет. Конечно, было нелегко. Я вот помню - он поскользнулся, упал, я к нему - помочь? Нет! Сам встал и продолжил путь. Он сейчас нас провожает. У нас и сейчас есть в Комсомольске такие люди - 1945 года рождения. У них состояние такое, что я навряд ли их догоню.
Идти путешественники будут попеременно. Самые опытные будут прокладывать путь среди торосов и девственных сугробов, затем меняться. По опыту навряд ли ведущие, или, как их называли раньше, «ломовые», выдержат больше нескольких часов. Ближе к Комсомольску путь, ожидают участники, станет полегче, лед там более гладкий, но тогда главным противником станет усталость. Впрочем, в успехе предприятия организаторы уверены.
- Перед тем как отправиться в поход, мы провели несколько подобных марафонов, проверили свои силы, - делится Аркадий Каменщиков, организатор перехода. - К тому же мы не будем идти беспрерывно - прошли те же 40 километров, отдышались, покушали, поговорили с людьми, отдохнули в тепле и пошли дальше. У нас очень детальная карта. Маршрут составлен так, чтобы пройти по местным достопримечательностям, посмотреть те же петроглифы Сикачи-Аляна, в Иннокентьевке военно-спортивный клуб «Медведь», у Найхина есть высеченный на скале лик Ленина, который видно с Амура. Мы все это увидим. Сейчас нам везет, особых холодов не ожидается. А вот в прошлом году было до -50, там с восьми утра до обеда приходилось бежать без остановок.
Первая остановка запланирована в Мичуринском. После ночевки группа отправится дальше, всего на переход запланировано потратить две недели личного времени - многие участники перехода специально для этого взяли отпуск на работе.