16 августа на пристани яхт-клуба «Лагуна» пришвартовался катамаран океанского класса «Искатель-3». На его борту участники проекта «Байкал – Аляска: по следам Амурской экспедиции». Капитан катамарана и один из идейных вдохновителей проекта иркутянин Анатолий Казакевич продолжает дело своей жизни.
Путешественники продолжили экспедицию «Байкал – Аляска». Она состоялась в 2017-2019 годах. Тогда участники проекта прошли от Иркутска, где располагался офис Российско-Американской компании, до города Ситки – бывшей столицы Русской Америки. Теперь экипаж решил преодолеть по воде более шести тысяч километров на борту надувной моторной лодки катамаранного класса. Маршрут проходит по реке Ангара и озеру Байкал, рекам Селенга, Ингода и Амур, далее в Охотское море и до Шантарских островов. По словам организаторов, полностью этот маршрут – от Иркутска до Шантарских островов –не проходили около ста лет.
В конце XVIII века в Иркутске находилась штаб-квартира Российско-Американской компании. Отсюда снаряжались экспедиции, которые открывали и осваивали Америку. Всего из Иркутска было организовано 25 морских путешествий. За 150 лет сибирские купцы заработали на этом маршруте серьезный капитал, так и отстроили Иркутск.
– Я подумал так: если этот путь был возможен тогда, неужели его нельзя повторить сегодня? – рассказал Анатолий Казакевич, капитан экипажа, член Российского географического общества в интервью «Октагон». – В первые годы шла разведка. Было понятно, что от Байкала мы по реке Лене дойдем до Якутска. А как дальше? Можно ли пройти по якутским рекам в сторону Охотского моря? Никто не знал, каким образом преодолеть этот маршрут. Но получилось так, что практически весь путь мы прошли, как и наши предки, по воде.
До начала экспедиции нужно было осилить самый опасный путь по рекам: там, где еще никто никогда не проходил на надувном плавсредстве. Летом 2016 года таких боевых вылазок было три. Лену иркутяне форсировали на тримаране «Искатель-1» – три баллона из поливинилхлорида длиной 12 метров, площадка из фанеры, а на ней палатки. Конструкцию придумали сами, и она доказала свою жизнестойкость. Средняя скорость по течению при включенном моторе у тримарана была 20 километров в час.
С самого начала путешественники обратили внимание на то, насколько точно в Сибири установлены границы между природными территориями: визуально нет никаких пограничных столбов, но переходы через эти незримые рубежи всегда очень чувствительны. Например, на Байкале – бушующий шторм, а рядом на Лене – уже звенящая тишина и спокойствие.
– Мы собираем информацию о жизни людей, проживающих в настоящее время на территориях, через которые проходили маршруты купцов-первопроходцев. По итогам экспедиции мы выпустим документальный фильм и путеводитель, создадим интерактивную карту маршрута, – рассказал Анатолий Казакевич.
Экспедиция разделена на этапы, два из которых пройдут по территории Хабаровского края. Маршрут проложен по двум рекам: Среднему Амуру и Нижнему Амуру по пути, которым ходили купцы в Охотск, а также на Камчатку и Аляску. От Благовещенска участники экспедиции плывут до краевой столицы, далее – в Комсомольск-на-Амуре и Николаевск-на-Амуре.
Четвертый радиальный этап экспедиции пройдет в Охотском море, он является самым зрелищным: участники экспедиции отправятся на Шантары, где обитает большая часть популяции гренландских китов Охотского моря. Во время путешествия экипаж увидит китов, белух, касаток, тюленей, сивучей, тихоокеанского орлана, медведей и других животных, обитающих возле Шантарских островов и по Амурскому бассейну, где сосредоточено множество государственных заповедников и природных заказников.
Правительство края, в свою очередь, обеспечивает организационную и информационную поддержку экспедиции на территории региона.
– Участники экспедиции выступят в роли экспертов при осуществлении данного водного маршрута, по результатам экспедиции в адрес комитета по туризму будут направлены рекомендации по развитию береговой инфраструктуры, логистики и организации приема судов. В свою очередь, министерство культуры предпримет необходимые меры по совершенствованию водных маршрутов, чтобы в дальнейшем туроператоры края успешно реализовывали туристические программы, – рассказал председатель комитета по туризму края Александр Никитин.
Хабаровск экипажу понравился – красотой, доброжелательностью, отношением к жизни. Особо отметили, что выходные здесь как праздник – на улицах звучат музыка и песни, много гуляющих и занимающихся спортом. А еще – много того, что напоминает об истории возникновения этого места и людях, открывавших эти территории.
В общей сложности участники экспедиции преодолеют более 15 тысяч километров.