В столице Еврейской автономной области немало объектов, которые не пощадило время. Один из них - старое кладбище, которое также называют еврейским, так как здесь захоронено немало первостроителей Биробиджана известной национальности. К корреспонденту «МК в Хабаровске» обратились встревоженные жители, пожаловавшиеся на заметное ухудшение состояния старого кладбища.
- На этом погосте - могилы наших предков, в том числе ветеранов гражданской войны и Великой Отечественной войны. Там давно никого не хоронят (покойников везут на новое городское кладбище возле села Птичник - прим. ред.), и территория еврейского кладбища, которое перестало содержаться городскими властями, превратилась в труднопроходимую местность. Пожилым людям крайне сложно добраться туда, чтобы почтить память умерших родственников, - рассказала биробиджанка Елена Владимировна.
ЗАДВОРКИ ИСТОРИИ
Реагируя на просьбы местных жителей, и в рамках проекта «Обратная сторона» корреспондент «МК в Хабаровске» отправился в локальную экспедицию. Выйдя на автобусной остановке «Училище» (на улице Советская областного центра), автор этих строк достиг выезда из Биробиджана на федеральную трассу, дошел до узкоколейки и, шагая по шпалам, отправился на восток - в сторону лесистого пригорка. Когда-то здесь находился асфальтобетонный завод, от которого остались одни воспоминания. Теперь окрестности напоминают аномальную зону из кинофильма «Сталкер». За заборами с колючей проволокой виднелись скелеты подержанных легковых автомобилей, некие стройматериалы, дальше маячило несколько цистерн. Свернув с узкоколейки и благополучно миновав стихийные свалки (здесь скопились автопокрышки, банки, фрагменты мебели, обломки шифера и другие отходы цивилизации), стал подниматься на пригорок - к могильным памятникам.
Сквозь разросшийся бурьян местами приходилось буквально продираться, внимательно смотря под ноги. Густой ковер из опавших листьев скрывал ямы, коряги, ветки, корни деревьев и другие ситуационные препятствия. Вот - торчащая ребром могильная плита, покрытая мхом. Через несколько шагов - рухнувшее массивное надгробие, чей вес визуально - не менее пятидесяти килограммов. Оказаться неожиданно придавленным таким изделием - не самая заманчивая перспектива...
Вот еще обломки, покосившийся крест, торчащая из земли палка с пятиконечной звездой. Дальше - поржавевшие металлические пентакли на чьих-то могилах, лишенных какой-либо информации о захороненных. Ни имен с фамилиями, ни дат, ничего. Немало скорбных изваяний украшено полустертыми надписями на идише, шестиконечными звездами Давида и другими символами иудаизма. Есть надписи на русском, которые представляют интерес для этнографов и исследователей истории Биробиджана. Я и имен таких никогда не слышал - Хаит, Борух и другие.
В СПИСКАХ НЕ ЗНАЧИТСЯ
Десятки поваленных деревьев (некоторые стволы c корнем вывернуты природной стихией) затрудняют путь, следы пожаров добавляют жутких красок в неприглядный вид скорбного места, площадь которого - более одного квадратного километра. Пробираясь сквозь этот бурелом, корреспондент «МК в Хабаровске» насчитал семь рухнувших надгробий, а частично поврежденных - десятки. Встречается немало провалов характерной формы и безымянных могил, общее количество которых на этом кладбище, по словам старожилов, более тысячи.
Пора возвращаться к цивилизации. Слева залаяли собаки, в кустах промелькнули какие-то тени. Не теряя бдительности, отправился в другую сторону и вскоре благополучно достиг несанкционированной свалки. Как на этот погост (например, в Родительский день) добираются пенсионеры, инвалиды и другие маломобильные граждане - одному богу известно.
Кстати, биробиджанские активисты несколько лет бьют тревогу по поводу бедственного состояния старейшего кладбища, но местные чиновники разводят руками. Мол, этот объект в реестре не числится, в настоящее время не эксплуатируется, поэтому бюджетные средства на его содержание не могут быть выделены. А за могилками, если им так хочется, могут ухаживать частные лица...