УПЛЫЛ НА ЛЬДИНЕ
Вечером 19 февраля в оперативно-дежурную смену Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю поступила информация о том, что в районе бухты Силантьева, мыс Дюанка, Ванинского района произошел отрыв льдины с рыбаком.
К счастью, в этот раз в результате оперативно принятых мер человек не пострадал. Его эвакуировали на берег с помощью буксира. В медицинской помощи, сообщили в МЧС, рыбак не нуждался. По данным ведомства, в спасательной операции было задействовано 17 человек и три единицы техники. К месту происшествия был направлен буксир «А-1» от «Ванино ТрансУголь» и аэробот со спасателями краевой службы спасения из Советской Гавани. В готовности находился и вертолет Ми-8 Хабаровского авиационно-спасательного центра МЧС России со спасателями на борту.
ПРЕДУПРЕЖДЕН, ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН
Подобные ситуации в Хабаровском крае, увы, не редкость. Минусовые температуры, которые сохраняются на территории региона достаточно долго, способствуют тому, что любители подледного лова относятся к предупреждениям спасателей скептически. «Лед еще крепкий», - говорят они и бесстрашно шагают или заезжают на покрытую льдом водную гладь. Между тем к концу февраля структура льда претерпела изменения - световой день увеличился, вместе с ним прибавилась и солнечная активность. Сильные ветра, характерные в регионе для конца февраля и марта, увеличивают факторы, под влиянием которых лед становится менее прочным.
- С наступлением весны ледовое покрытие меняет свою структуру практически на глазах, - рассказывает государственный инспектор Центра государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю Александр Гомзарь. - И если в зимнюю пору для человека считается безопасным лед толщиной порядка семи сантиметров, когда он приобретает игольчатую структуру, то даже 40 сантиметров уже не могут обеспечить достаточную безопасность, - отметил госинспектор.
Особенно опасны «отжимные ветра» на морском побережье. Риск отрыва припая и вынос льдин в открытое море с их приходом увеличивается многократно. При этом, как рассказали в ГУ МЧС по Хабаровскому краю, рыбаки в северных районах - Ванинском и Советско-Гаванском, предпочитают для рыбалки места, где ранее проводили проводку судов ледоколы. Из-за того, что рыба идет к открытой воде, насыщенной кислородом, улов в таких местах лучше. Но вот лед становится весьма опасным. Известная всем фраза про то, что внешний вид - обманчив, в данном случае оправдана как никогда.
НА ЧУЖИХ ОШИБКАХ
К сожалению, никакие предостережения не останавливают людей от необдуманных поступков. Они продолжают выходить или выезжать на лед, не задумываясь о последствиях.
Например, в конце января в Советско-Гаванском районе рыбаки вместо корюшки и наваги ловили свою машину, которая провалилась под лед. Такая ситуация в районах повторяется из года в год.
Трагедия могла произойти и в Хабаровском районе, где под лед в районе села Мичуринское ушел экскаватор. Весь день 28 января группа водолазов-спасателей искала тело мужчины - водителя. Как оказалось позже, он успел выскочить из кабины транспортного средства и в состоянии стресса ушел с места происшествия домой.
Счастливый конец у таких историй, увы, бывает не всегда. Как правило, выезды в несанкционированных местах заканчиваются трагедией. Так, недавно в Николаевске-на-Амуре под лед провалился трактор. Водитель погиб.
ИЗБЕЖАТЬ ТРАГЕДИИ
Совместные профилактические рейды инспекторов ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, ГИБДД и Рыбоохраны проходят в регионе регулярно. Их задача - донести до любителей подледной рыбалки, что передвигаться по льду следует в специально оборудованных местах.
- На Амуре много промоин, которые можно легко не заметить в темное время суток, или когда их сверху припорошит снег. И тогда трагедии не избежать. Примеры того были в прошлую зиму, когда в районе Воронежа-3, следуя друг за другом, под воду в майне ушли два автомобиля, а третий водитель успел вовремя остановиться и спасти себе жизнь, - пояснил Александр Гомзарь.
Он отметил также, что бдительность не помешает и тем, кто выходит на лед пешком. Уровень воды постоянно меняется, что приводит к появлению трещин и проталин, особенно у береговой черты, где происходят сбросы теплых вод в населенных пунктах.