ОЩУЩАЙ
Ирина незрячая. Она только осваивает лепку. Говорит, интересно. Сегодня они с мужем Александром - слабовидящим, играют роль наших проводников в мир людей, живущих в темноте. Оба очень веселые, общительные. На их руки и голоса предстоит ориентироваться тем, кто войдет сегодня в темную комнату.
Проект «Ощущай» состоит из двух частей. Работы незрячих мастеров установлены в темной комнате. Увидеть их не получится. Наша задача включить тактильные ощущения - глиняные миниатюры нужно «осматривать» руками. «Это не игра в «угадайку», - предупреждает организатор.
- Скульптур восемь. Они сделаны из необожженной глины. Это очень хрупкий материал, поэтому будьте аккуратны, - инструктирует идейный вдохновитель необычного эксперимента, мастер студии Александра Бречко. - Если все же что-то случится, сломается, то не пугайтесь, - добавляет она. - Все как в жизни, так тоже бывает, когда соприкасаются чувства разных людей.
Подобный проект уже проводился в Воронеже, откуда приехала Александра. Там она также была мастером в студии керамики «Колокол» и организовала группу, в которой занималась с незрячими людьми.
- Мы занимались керамикой, лепили руками, на гончарном круге. Сейчас идея трансформировалась, сформировалась. Захотелось выйти за грани просто лепки, - говорит она.
После выставки в темноте участникам эксперимента предложили просмотр видео, на котором незрячие скульпторы рассказывают о себе и о том, какие эмоции они вкладывали в свои работы. Только так, на экране, можно увидеть скульптуры глазами.
ИГРА В «УГАДАЙКУ»
После просмотра видеофильма каждый имел возможность озвучить свои впечатления.
Как рассказали участники эксперимента, все честно пытались выполнить поставленную перед ними задачу, но мысль упрямо возвращала всех к игре в «угадайку».
- Конкретные чувства угадать не удалось, - рассказывает одна из девушек. - Я ориентировалась на какие-то детали и фактуру. Если форма гладкая - значит что-то приятное. Если есть выступы и шероховатости - скорее всего это что-то неприятное.
В моем случае эксперимент не удался. Попытка «увидеть» чувства другого, незрячего человека с треском провалилась. Мозг зрячего, оказавшись в темноте, в первую очередь ищет опору в форме. Все пытались угадать предмет, мало задумываясь о смысле, который за ним стоит.
Безусловно, формы рождали какие-то ассоциации. Например, корзинка-конфетница - дом, уют, маска - тайна, книга - знания. Но чувства, которые хотели передать слепые и слабовидящие скульпторы, были куда глубже - разочарование, доброта, равнодушие, восхищение и многие другие.
- Смысл этого эксперимента все-таки разглядеть чувства за формой, - поделился еще один участник мероприятия. - Адаптироваться и пройти эту грань, которую незрячие проходят по умолчанию, и попасть в содержание. Да, зрячие ориентируются на форму, и на глубину никто не уходит. Я эту грань не прошел, - поделился он.
Впрочем, не смогли перейти эту грань практически все, кто пришел на выставку в этот вечер.
Организаторы проекта намерены эксперимент продолжать. Участие в нем важно для людей с ограничениями по зрению. Как минимум многие приобрели новое хобби. И все же цель проекта иная - наладить коммуникацию между двумя мирами - зрячими и незрячими - научить их понимать и принимать друг друга.