Фокусы с разоблачением: соцсети хабаровчан атакуют «матери-одиночки»

Грозит ли уголовная ответственность перекупщикам? Законно ли собирать вещи прикрываясь маской нищеты? Есть ли совесть у таких людей? Ответы на эти и другие вопросы в материале «МК в Хабаровске»

Грозит ли уголовная ответственность перекупщикам? Законно ли собирать вещи прикрываясь маской нищеты? Есть ли совесть у таких людей? Ответы на эти и другие вопросы в материале «МК в Хабаровске»
В продуктах большинство липовых мамочек вовсе не нуждается

Современный мир таков, что каждый из нас все время вынужден находиться настороже. Дополнительные услуги, подключаемые самовольно оператором сотовой связи, интернет-магазины, требующие предоплаты за несуществующий товар, служба безопасности банка, эксклюзивные подарки, и подписи мелким шрифтом – все это давно стало частью нашей повседневной жизни. Но, «дети лейтенанта Шмидта» отличаются изобретательностью. И вот уже многие жители Хабаровского края оказываются жертвами нового вида воздействия от любителей  халявы. Теперь на основе милосердия.

Новый год – это время чудес. Время, когда исполняются мечты, когда каждому хочется верить - сделанное добро вернется вдвойне. Спрос, как известно, рождает предложение. А уж в таком тяжелом году, каким выдался 2020 количество наших земляков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, выросло до неприличия. Новостные паблики в соцсетях и телеграмм-каналах наполнены просьбами о помощи. Правда временами даже у самых сердобольных читателей возникают сомнения: а настолько ли нуждаются авторы слезных постов?

«Приму в дар вещи хорошего качества»

«Молодая мамочка с ребенком примет в дар подгузники, смесь, одежду, игрушки. Оказалась в сложной жизненной ситуации. Прошу не осуждать». Казалось бы, в чем здесь подвох? Действительно ведь, от сумы и от тюрьмы не зарекаются. Мало ли почему женщина в декрете может остаться без средств к существованию. Пожар, развод, вдовство, тяжелая болезнь и вот… юная женщина и ее беспомощный младенец жертвы обстоятельств и вынуждены стоять у дверей инстаграмма с протянутой рукой. В комментариях неравнодушные граждане (а народ у нас отзывчивый!) пишут, выясняя размер одежды, пол и возраст ребенка, предлагают продукты и спрашивают номер карты для перевода денег. А если изредка и промелькнет здравая мысль, мол отчего же мамочка не воспользуется помощью соцслужбы, или прямой рассказ о том, как обманывают сердобольных меценатов, то последние зашикают такого здравомыслящего, обвинив в черствости.

- Читала случай "новости района" и там одна дама, причем еще молодая, просила помочь продуктами и всем кто, что может. У нее 3 детей и муж после какой-то операции лежит. Типа ни работы, ни денег нет... – пишет одна из комментаторов под слезливым постом. - Потом внизу читаю комментарии одной женщины, которая разоблачила ее. Дескать, ей продукты не нужны, в личных сообщениях просит деньги перечислить.

- Ага, отдашь вещички, а они потом на «авито» на продаже стоят, - вторит ей еще один форумчанин.

Но голоса здравого смысла не слышно, слишком плотно сидят на игле милосердия. Кое-кто и прямо отвечает «подарочки, мол, не отдарочки».

Под маской малоимущей

Мне удалось на условиях анонимности поговорить с такой «одинокой мамой». Наталья (имя изменено – прим.ред.) действительно одинока – детей у нее нет. Зато есть десяток аккаунтов в "Инстаграм", "Одноклассниках" и "Вконтакте" и три сим-карты, привязанных к разным онлайн-банкам. А еще профиль на «Авито», «Фарпосте» и «Юле». Там Наталья продает то, что отдают ее несуществующим детям.

- Совсем заношенное я не беру, - рассказывает она. – Если вещи отдают вперемешку, дома сортирую и выбрасываю, все равно не продашь. Остальное фотографирую и выставляю на продажу. Веду сразу три профиля для разного возраста. Выгоднее всего брать для малышей до года – полутора. Они растут быстро, поносить не успевают толком, а покупают чаще всего качественное. И продавать легче – берут быстрее. Обувь стараюсь не брать, лучше комбинезоны, платья красивые, куртки. Коляски можно если хорошие, но здесь сложность есть – долго продаваться могут.

Угрызений совести девушка не испытывает. Говорит, если люди отдают – значит им и не нужно. А вот деньгами не берет – боязно, могут в мошенничестве обвинить.

- Одно дело старые тряпки, - рассуждает она. – Отдали и отдали, все равно бы выбросили. А наличные или перевод другое дело. Тут до уголовки недалеко.

Роль притворщицы – перекупщицы, не основной заработок Натальи. Есть у нее и работа с неплохим окладом, и своя квартира, и маленькой «девочковый» автомобильчик. И мысль о том, что ее «хобби» на самом деле может приносить вред тем, кто по-настоящему нуждается в помощи, ее тоже не посещает.

- Порасторопнее надо быть, - говорит моя собеседница. – Глупо сидеть на гречке и рассуждать о гордости, когда есть столько возможностей поправить свое материальное положение. И своих детей, если уж они так дороги! Кстати, на детей сейчас столько всего дают: пособия, компенсации, субсидии. А они только ноют и ноют.

Своей семьи у Натальи нет и обзаводиться ей она не планирует. По словам женщины, тратить свое время и средства на мужа и детей слишком неразумно - лучше жить для себя, наслаждаясь каждым днем.

Признаки фейка

Отличить просьбу нуждающегося от желающего заработать на человеческой наивности не сложно. В первом случае практически всегда присутствует номер телефона и всегда указаны не только возраст и пол, но и рост, вес и размер обуви. Рекомендуем также ознакомиться с аккаунтом претендента на ваше добро, изучить его цифровой след. Кроме того "дитя лейтенанта Шмидта" часто выдает нека шаблонность, подчеркнутое стремление надавить на жалость. Порядочному человеку, даже в случае крайней нужды, это не свойственно.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

- В описываемом случае квалификация деяний поле административного или уголовного законодательства вопрос поликомпонентный, - отвечает юрист Юлия Асламова. – Мошенничество – это один из самых сложных в плане квалификации составов преступления в Уголовном кодексе. Значение имеет и корыстный мотив похитителя, и причинение имущественного вреда потерпевшему. В том случае, когда вещи отдают даром, доказать имущественный вред практически невозможно. Кроме того, размер причиненного в результате хищения ущерба имеет существенное значение для квалификации этого деяния. Оценивается в совокупности все похищенное имущество. Уголовная ответственность не наступает, если размер причиненного ущерба соответствует мелкому хищению. То есть, если похититель принимает в дар вещи на сумму менее 2500 рублей, то данный вопрос будет относиться к ведению административного права и то, в том случае, если потерпевший обратится в органы правопорядка. В противном случае, действия останутся безнаказанными.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Фокусы с разоблачением

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру