Узников «китовой тюрьмы» выкинули в море, считают экологи

Отпусти и забудь?

На мысе Перовского в Николаевском районе Хабаровского края завершилась первая часть операции по освобождению косаток и белух. Всего шесть морских млекопитающих выпустили в море после почти года в «китовой тюрьме» и шести суток пути в фурах.

Отпусти и забудь?
Фото: Андрей Михайлов, РИА VladNews

Операция по освобождению странным образом совпала с прямой линий Владимира Путина. Но экологи бьют тревогу – это не освобождение, их просто выкинули в море.

Вольеры, которых нет

На диком берегу возле мыса Перовского стоят несколько фур. Краном из контейнера в одной из них поднимают тент с белухой внутри, которая там словно в гамаке. Животное кладут на «матрас» с пятном крови. Оставшись без воды, белуха начинает махать хвостом, у нее на боку видны длинные царапины. Несколько человек держат ее, берут анализы из дыхальца и кровь из хвоста, измеряют. Потом в том же гамаке белуху поднимают вверх и осторожно переносят к морю и опускают в воду. Затем человек на глубине по пояс во время волны подходит к ней, освобождает один конец тента и животное свободно.

Такое видео освобождения китообразных в Хабаровском крае, опубликованное Всероссийским НИИ рыбного хозяйства и океанографии (ВНИИРО) сейчас не найти на официальной странице института в фейсбуке. Однако у экологов оно сохранилось.

- Что там за лужа крови? Как можно так брать анализ из хвоста? Зачем мужик ей в дыхальце ковыряет? Это что – успешная спасательная операция, что у нее с кожей? Да их же просто выкинули! – отметили в сотнях комментариев пользователи соцсетей со всего мира, следящие за судьбой косаток и белух.

Как отчиталось потом ВНИИРО, выпуск двух косаток и чертырех белух признали успешным. Однако, еще во время перегрузки животных в Хабаровске глава ВНИИРО говорил о том, что животные попадут в оборудованные на мысе Перовского вольеры.

- Транспортировка животных из поселка Иннокентьевка до базы на морском побережье у мыса Перовского составила 5 часов и прошла успешно. Две косатки и шесть белух живы и готовятся к перегрузке в вольеры, оборудованные недалеко от берега. После выполнения всех необходимых процедур по реадаптации и установки на них спутниковых меток, животные будут выпущены в море, - отчитывались позже на официальном сайти ВНИИРО.

Между тем, никакой базы, вольеров в море на том месте не видно на видео. Рядом, совсем близко к берегу, можно заметить какие-то сети, но белуху выпускали не в них.

Позже в Росрыболовстве заявили, что незачем держать животных в неволе, если они итак готовы к жизни в открытом море. В официальных заявлениях ученые ВНИИРО рассказали, что мормлеки после выпуска вышли сразу ушли в открытые воды Сахалинского залива.

- Если специалисты видят, что животные готовы идти непосредственно в море, то зачем их мучить и держать? – отметил агентству «Интерфакс» руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. - Очень много советчиков в этом вопросе. Кого ни спроси, все знают, как выпускать, как следить. Но никто не хочет взять на себя ответственность. К сожалению, ни команда Кусто, ни Гринпис, ни экологическая вахта Сахалина. Все хотят советовать. Кто-то говорит, что надо было везти касаток и белух морским путём. Но он не знает, что нельзя везти этих животных морем, потому что в случае шторма они могут погибнуть. Надо очень внимательно делить специалистов, которые этим занимаются, «специалистов», которые только советуют.

По его словам, добавили в «Интерфаксе», специалисты ВНИИРО и компании-отловщики занимаются этими вопросами профессионально.

Претензии есть

Однако представители сообщества «Свободу китам», в которое входит несколько экологических организаций, отметили, что им просто не дали помочь в выпуске.

- Странно слышать от главы Росрыболовства, что никто из «советчиков» не был готов взять ответственность на себя, когда в реальности, никого просто не допустили. Прозрачностью процесса ВНИИРО могли бы облегчить жизнь и себе и всем нам. Остаётся дело за малым - обеспечить эту прозрачность не на словах, а на деле, - написали в официальном обращении участники сообщества.

Между тем, претензии у экологов есть не только к высказываниям главы Росрыболовства. В июне ВНИИРО обнародовало план по выпуску китообразных, в котором четко была прописана реадаптация косаток и белух. Нужно понимать, что практически год они находились в вольерах, где их кормили с рук тренеры и рабочие «китовой тюрьмы». У зоозащитников есть основания полагать, что добывать себе пропитание «сходу» в дикой природе прирученные мормлеки не смогут.

Более того, коалиция по спасению китообразных не согласна с тем, что выпуск был успешным. По мнению Дмитрия Лисицина, руководителя «Эковахты Сахалдина» (члена коалиции – прим.ред.) этот выпуск был «крайне непрофессиональным, мучительным для животных, нарушающим все мировые стандарты и практики и противоречащим всем согласованным рекомендациям ведущих российских и международных ученых».

- По сути, это было изощренным издевательством над животными. Совершенно непонятно, для чего были нужны многомесячные обследования животных, заседания рабочих групп и консилиумов, приглашение команды Кусто с лучшими международными экспертами, если в конечном итоге выпуск проведен по одному из наихудших сценариев, и при этом абсолютно непрозрачным образом. Единственное, что выполнило ВНИРО из научных рекомендаций – это выпуск в Охотское море, – отметил эколог.

Дмитрий Лисицин также отметил на своей странице в фейсбук, что перед транспортировкой вместо отучения от человека, к белухам и косаткам компании-отловщики организовали экскурсии. Кроме этого, выпуск в море проведен без какой-либо возможности животным прийти в себя после долгого пути, получить корм после длительного голодания, восстановить двигательные функции и социальные связи.

Также он вспоминает, что специалисты ВНИИРО говорили о необходимости выпуска всех косаток сразу, а белух – большими группами. Так, они могли бы восстановить социальные связи и это значительно повысило бы их шансы на выживание. Однако ВНИИРО все сделало ровно наоборот.

Больше всего подозрений к операции появилось после того, как за всю перевозку ВНИИРО не предоставило общественности фотографию белух в контейнерах. В Хабаровске журналистов не допустили к ценному грузу, мотивируя это тем, что животные итак в стрессе. Первое фото косатки в контейнере показали только из поселка Иннокентьевка.

Могли, но не стали?

При этом, до моря в Николаевском районе - до места вылова, можно доехать по-разному. Экологи предлагали маршрут по морю. Военные Тихоокеанского флота даже предложили помощь, но ученые от нее отказались.

По состоявшемуся «успешному» плану косаток и белух везли по дороге от Иннокентьевки вдоль озера Чля к тому самому мысу Перовского. Это - около 80 километров. Но есть и другой путь: от Николаевска-на-Амуре до закрытого небольшим перешейком залива Счастья. Туда можно доехать, кстати, в два раза быстрее.

Но Иннокентьевка, похоже, более знакома отловщикам. Именно здесь сошлись бизнес-интересы руководителей двух компаний: ООО «Океанариум-ДВ» и ООО «Афалина». В разное время создатели предприятий друг с другом, а иногда и поодиночке, были руководителями или учредителями нескольких рыбопромысловых и не только компаний в Иннокентьевке, селе Чныррах, Николаевске-на-Амуре и, конечно, в Хабаровске.

Кроме того, по информации «Национальной службы новостей», отказ от помощи Тихоокеанского флота может быть связан с тем, что контракты на транспортировку животных ВНИРО заключил с тем же самыми компаниями, которые выловили косаток и белух. На сайте госзакупок 19 июня, накануне прямой линии Владимира Путина, на которой было объявлено о начале операции по освобождению мормлеков, были размещены тендеры на оказание услуг по транспортировке китообразных на общую сумму более 38 млн рублей. Из них 20 млн достались ООО «Океанариум ДВ» за перевозку двух косаток, 9 млн - «Сочинскому дельфинарию» за трех белух, 6 млн - «Афалине» за двух белух, и еще за одну белуху 3 млн получило ООО «Белый кит». Любопытно также, что со стороны отловщиков все контракты на перевозку заключил один и то же человек – представитель по доверенности Светлана Швец.

Более того, в сети распространяется некий договор, по которому одна из компаний отловщиков должна поставить ВНИИРО живой товар – косаток и белух. Предварительная цена одной косатки в нем составляет 10 миллионов рублей, цена белухи не определена. За «тару» и состояние животных, которые будут выгружены в районе мыса Перовского, куда как раз и направляются специалисты с мормлеками, отвечать должен поставщик.

«В связи с тем, что товаром является животное, окончательная цена договора зависит от количества фактически выживших единиц товара», - указано в найденном зоозащитниками договоре.

При этом, не сходятся обязанности поставщиков товара и недавних изменений в плане закупок ВНИИРО. Крупные изменения в этот документ вносились, по данным сайта госзакупки, 17 июня 2019 года – аккурат перед началом операции «Домой». Как указано в обосновании вносимых изменений, виной всему «возникновение иных существенных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана закупок было невозможно». Неужели, выпуск косаток и белух при утверждении годового плана в 2018 году предвидеть как раз не могли?

Согласно последним изменениям, именно у приморской базы исследовательского флота ФГБУ ВНИИРО добавились закупки на 273 миллиона рублей. Как указано в документе, в эту сумму входят несколько видов тралов, траловые мешки, километры канатов, ремонтные работы на судах, расходы, связанные с командировками сотрудников, тонны топлива и многое другое – всего 84 позиции. Интересно, в какую экспедицию отправились специалисты ВНИИРО из Приморья?

Эксперты ВНИИРО отмечают уникальность всей операции. По их данным никогда в мире не выпускали на волю столько мормлеков сразу. Вместе с ними в воде всю дорогу находились по двое тренеров, сменяя друг друга по четыре часа. Интересно, что уникальность такого опыта неспроста: просто больше нигде в мире не ловят китообразныхдля «научно-познавательных» целей. Может, не стоило и нашим отловщикам зарабатывать на мормлеках?

Цитата МК:

Жан Мишель Кусто, океанолог:

- Я хочу поблагодарить президента России Владимира Путина и других российских официальных лиц за то, что они приняли решение выпустить этих косаток и белух обратно в воды, где они были выловлены. Весь мир пристально следит за этой трудной операцией. Выпуск такого масштаба - 10 косаток и 87 белух - никогда не проводился ранее.

Эта операция настолько сложна, что в России должны быть лучшие специалисты со всего мира, чтобы помочь там, где это необходимо. Я слышу обеспокоенность общественности по поводу отсутствия прозрачности, которую мы наблюдали до сих пор во время операции.

Поэтому я рекомендую, чтобы российское правительство включило международных специалистов и российских наблюдателей. Я хочу еще раз заявить, что я и наша международная команда готовы оказать любую посильную помощь.

Справка МК

Операция по освобождению началась 20 июня во время прямой линии Путина. Такое совпадение даже журналист канала «Россия 1», оперативно прибывшая на место выпуска аккурат к началу операции, назвала «чудодейственным эффектом прямой линии». От бухты Средней до мыса Перовского животные преодолели 1800 километров пути. Дорога заняла шесть суток: от Находки до Хабаровска – на фурах, затем была перегрузка на баржу, потом выгрузка на фуры в поселке Иннокентьевка и снова на фурах до берега моря.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру