– Юлия, расскажите, как вы решились именно на такую форму обучения?
– Ну, это же естественная потребность родителей – дать образование. Если родил ребенка, то значит берёшь ответственность на себя со всеми вытекающими последствиями.
– Как это устроено у вас?
– Я сторонник того, чтобы дети занимались самостоятельно – это их зона ответственности. Ведь сегодня образовательная парадигма поменялась принципиально. Школой или получением профессии наше образование, по сути, не заканчивается. На сегодняшний день, чтобы вписываться в современную экономику, человек должен постоянно самообразовываться. Даже в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования задача школы определена как, научить ребенка учиться. Это и моя задача тоже. Я учу детей пользоваться информацией, добывать знания, систематизировать их, управлять своей жизнью, ставить цели и задачи, уметь организовать свое время и пространство. Я не учу детей, а лишь организовываю процесс их самостоятельного выстраивания собственной образовательной стратегии.
– То есть ваши дети знают, что в определенный месяц нужно выучить такую-то тему?
– Они не знают, а сами это решают, сами выбирают предмет и сами строят свой план. Я лишь даю инструменты. Я профессиональный управленец – моя основная специальность государственное и муниципальное управление. Я владею инструментами управления и передаю их своим детям. И в первую очередь учу планировать и нести ответственность за свои решения.
– Во многих семьях чуть ли не с первого класса при подготовке домашнего задания начинается ругань, скандалы. У вас, выходит, такого нет?
– У меня часто спрашивают – с какого возраста начинать семейное обучение? Ответ один – с рождения. У нас это цельная система, непрерывный процесс, он не в семь лет начался и не первого сентября начинается. Воспитание и образование – неразрывные процессы. Образование у нас в контекст жизни вплетено.
– То есть и каникул – лето, свобода – вот этого тоже нет?
– Мои дети не сидят за партами, у них нет регламентированного времени, например, по сорок минут. Они все время обучаются в том темпе и режиме, который им удобен. А летом как раз очень много возможностей, чтобы расширить свое образование.
Вот недавно мы ездили во Владивосток. Это был своеобразный тур с образованием и отдыхом. В первой половине дня мы посещали музеи, изучали достопримечательности, побывали в океанариуме. Это ведь тоже образование. А время после обеда проводили на море.
– Как дети воспринимают такой режим? Можно ли сказать, что семейное обучение более физиологично?
– Конечно, это физиологичнее. Дети ведь все разные. Каждый человек уникален, индивидуален. У каждого свои биоритмы. А когда все в общем режиме, это существенно снижает производительность людей.
– Какие темы больше любят ваши дети? Есть ли «гуманитарии» или «технари»?
– Я не сторонник такого деления. Есть познавательные процессы, если в контексте психологии говорить, которые должны быть развиты у человека. Это мышление, память, внимание, воображение, восприятие, речь. Их развитость как раз дает возможность усваивать любую информацию, получать знания в любой области. Нет разницы, какой предмет ты осваиваешь, в таком случае. А предпочтения у детей, конечно, есть. Старшей дочери одинаково нравится филология и биология. В последних классах школы у нее был выбор между профессиями, связанными с этими областями. Но все-таки дочь склонилась к филологии. Старший сын – у него пока нет особых предпочтений, он спокойно осваивает все. Английский, может, чуть больше нравится. Для младшего - это естествознание.
– В каких отношениях ваши дети со школой?
– Мы прикреплены дистанционно к школе на западе России, там мы только проходим аттестации. Но у старшей дочери был опыт и очного обучения. Первые два класса она училась в обычной школе. Нужно было подтянуть знания по русскому языку. А так как тема семейного обучения меня интересовала еще до того, как дочь пошла в первый класс, мы приняли решение перейти на семейное образование. После того, как знания по русскому скорректировали, ребёнок сам решил, что будет продолжать обучаться в такой форме.
– А остальные?
– Старший сын сразу сказал, что хочет учиться таким образом, а с третьим сыном вообще так вопрос не стоял. Двое младших у меня еще дошкольники, которые также не посещают дошкольные учреждения.
– Есть мнение, что в школе дети учатся общаться с коллективом, социализируются лучше. Как к этому относитесь и решаете эти задачи?
– Начнем с того, что такое социализация. В любом учебнике по социологии можно прочитать, что это не что иное, как усвоение культурных норм и освоение социальных ролей. И школа является вторичным институтом социализации личности. Основной - это семья. У школы нет какой-то такой уникальной функции, которая позволяла бы особым образом социализировать ребёнка, дать ему что-то такое, без чего он не сможет вписаться в общество в дальнейшем. Любую возможность, которую дает школа, можно реализовать и вне этого института. Социализацию часто путают с коммуникацией, но это разные вещи. И последнее тоже не проблема.
– Кстати, какой круг общения у ваших детей?
– Разный совершенно: и по возрасту, и по социальному статусу. При семейном обучении у детей высвобождается время: полдня они не заняты в учреждении, и у поэтому есть возможность посещать достаточное количество дополнительных занятия и там выстраивать коммуникативные связи. Общаются дети не только на кружках и секциях. У них есть друзья, у друзей – еще друзья и так далее. Они контактные у меня очень: везде знакомятся свободно.
– Есть мнение, что семейное обучение это для интровертов больше?
– Вообще нет! Такая форма обучения, напротив, снимает барьеры и условности. Дети не скованы рамками определенного круга.
– Помогает ли такая форма образования более нестандартно мыслить?
– Зависит от того, ставится ли на этом акцент в семье. Я, например, 20 лет занимаюсь развитием одаренности. И мое воспитание нацелено на нестандартность мышления. Я сертифицированный ТРИЗ-педагог. ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Суть теории в том, что, обладая определенными технологиями, можно развить способность к нестандартному мышлению у человека в любом возрасте. Эту теорию разработал наш соотечественник Генрих Альтшуллер еще в середине 20 века. Его идея заключается в том, что для любого открытия не нужно много проб и ошибок, все подвергается алгоритму. И если ты знаешь принцип построения этого алгоритма, то сокращается количество ошибок в поиске решений. Его последователи пошли еще дальше и перенесли ТРИЗ в социальную сферу, посчитав, что «решателя» можно воспитывать с детского возраста. Такой подход помогает избежать неудач и превращает проблемы в задачи. Ведь любую проблему – «Что делать?», можно переформулировать в «Как делать?». Так ты уже не в тупике, а начинаешь думать, искать решения.
– Но вернемся к процессу. Например, ваш сын выбрал какую-то тему по географии. Ваши дальнейшие действия?
– Моя задача – помочь ему осознать объем, распределить материал, который он хочет изучить, помочь сориентироваться в ресурсах. Интернет это будет, энциклопедии, интерактивные тренажёры? Определить, будет ли он привлекать сторонних специалистов, ведь люди – это тоже ресурсы. Нужен ли ему эксперт в этой области? Есть ли учебники, пособия, и если есть, то какие. Вот в этом заключается моя задача – помочь сориентироваться. А дальше рефлексия, контроль. Например, ребенок обращается ко мне с вопросом: что-то непонятно. Если я могу объяснить, то объясняю. Если нет времени, желания или знаний – то подсказываю, где можно найти эту информацию. Ну и контролирую по срокам. Это где-то класса до седьмого. Дальше ребенок достаточно зрел, и если у него есть опыт и практика, то в принципе можно отпустить ситуацию.
– Наверное, в школе каждый сталкивается с насмешками, травлей. Семейное обучение помогает этого избежать?
– Этот вопрос не во главе угла для меня. Такие ситуации – они могут быть везде. Ребенок может в любом месте столкнуться с подобным. Те же секции. Это нормальная жизнь, и ребенок должен научиться решать конфликтные ситуации. Он ведь в обществе живет и с людьми взаимодействует. Ведь конфликты – что такое? Столкновение интересов. И нужно уметь конструктивно и аргументировано решать конфликты. Когда ребенок не в школьной системе, то у него больше возможностей получать опыт конструктивного решения таких ситуаций. А когда ребенок в системе или лишен открытого свободного общения в семье, то ему может быть сложнее самому противостоять таким ситуациям.
– Какие пожелания вы бы дали родителям, которые задумываются о такой системе обучения?
– Во-первых, нужно понять, для чего это надо, что родитель хочет получить, выбирая такую форму образования. Это четко нужно понимать, потому что цель определяет направление движения. Во-вторых, нужно уметь организовать себя. Если ты сам неорганизованный человек, то тебе сложно будет организовать ребенка и весь этот процесс. Нужны управленческие качества и способность к самоорганизации. Семейное образование – это же управляемый процесс управления, а не ситуация, пущенная на самотек. И в-третьих, нужно знать нормы права, регулирующие образование, чтобы понимать свои права и обязанности, чтобы максимально реализовать возможности, предоставленные законом. Сейчас образование можно получать либо в организации, либо вне. Вне организации – это как раз семейное образование и самообразование в 10-11 классах. При такой форме школа не несет ответственность за организацию процесса, за качество полученных знаний. И вся ответственность – только на родителях, это нужно хорошо понимать.
– Вы говорите, что ваша старшая дочь уже закончила школу. Не было с поступлением проблем?
– Дочь планирует поступать только на следующий год. Ей нужно еще решить несколько своих образовательных задач. Но в этом году она получила аттестат, очень успешно сдала ЕГЭ.
– Но многие паникуют – как это, год терять.
– Я считаю, что нужно взвешенно подходить к этому вопросу. В этом возрасте дети не всегда могут оценить и понять, чем хотят заниматься в жизни. Среди моих знакомых есть такие примеры: ребенок начинает учиться в вузе и понимает, что это вообще не его, или выбор дисциплин ЕГЭ был лишь бы куда-нибудь поступить. Но образование не может быть самоцелью. Это средство, инструмент для того, чтобы реализовать себя, путь свой найти какой-то.
Образование сегодня – это не накатанная дорога как раньше: вышел из института и всю жизнь пользуешься полученными знаниями. Мир меняется настолько быстро, что сейчас выпускник вуза владеет уже «позавчерашними» знаниями. Даже работодатели говорят, что экономически не целесообразно обучать практическим навыкам таких выпускников вузов за свой счет. Поэтому система профессионального образования неизбежно будет меняться в ближайшем будущем.
– Кому совсем не подходит семейное образование?
– Человеку, которому сложно самому думать, который не хочет самостоятельно принимать решения, который хочет, чтобы за него другие решали что-то. Есть такие люди, кому удобно получать план, выполнять его и отчитываться. Кто хочет жить в такой системе, тому семейная форма обучения точно не подойдет. Как говорят мои дети – семейное образование дает им возможность управлять своей жизнью, возможность распоряжаться своим временем, решать те задачи, которые они ставят перед собой. Для этого в семейном образовании есть все возможности. А если человек не готов брать ответственность на себя, то ему точно не подойдет такая форма.
– Через сколько вы достигните поставленных результатов?
– Для меня результат – видеть детей счастливыми, знать, что они действительно понимают, чего хотят в жизни, что у них для этого есть все возможности и качества. И я уже сейчас могу наблюдать это в каких-то их маленьких достижениях. Когда ребенок сам делает открытия, когда он говорит– это моя идея, и я хочу ее реализовать, а потом на своем уровне реализует ее. Я вижу в этом залог реализации его будущих взрослых проектов, его смыслов, его потенциала, того, что в конечном итоге сделает его счастливым.
Юлия Сивкова активно ведет инстаграм: @yuli_sivkova