Тема роста цен на бензин и его наличия на АЗС края продолжает волновать наших земляков. А между тем Хабаровский край в своей проблеме не одинок и по сравнению с другими регионами находится даже в завидном положении. Собственные нефтеперерабатывающие комплексы есть не везде. Можно сказать, что бензиновая лихорадка лишь слегка зацепила регион.
Как уже отмечалось ранее и.о. председателя комитета по развитию ТЭК правительства Хабаровского края Александром Чипизубовым, сложности с поставками топлива возникли из-за изменения ценовой политики на Санкт-Петербургской бирже. Изменение ситуации на мировом рынке нефтепродуктов привело к оттоку топлива с внутреннего рынка на внешний. На внутреннем же, по закону причины и следствия, возник дефицит.
Стремясь нормализовать ситуацию на внутреннем рынке, Правительство РФ распорядилось увеличить нормы обязательных объёмов продажи на бирже бензина с 10 до 11%. Однако указанное распоряжение радикально не улучшило ситуацию, лишь частично стабилизировав биржевые цены. Не отыграл повышение и механизм демпфера, призванный через сборы с нефтяников с помощью налоговой ставки регулировать потоки, направляемые на внешний и внутренний рынки. По мнению аналитиков «КоммерсантЪ», теоретически государство должно компенсировать компаниям часть потерь от продажи топлива внутри страны через демпфер, однако в январе именно компании заплатили по этому механизму в бюджет.
Естественным ответом нефтетрейдеров стал подъем отпускной цены на топливо. На протяжении всего января в целом ряде регионов (Татарстане, Новосибирской, Амурской областях, в Забайкалье и соседнем Приморье) отмечались перебои с поставками бензина. В некоторых регионах проблема до сих пор решена не в полном объеме.
В Хабаровском крае в настоящее время некоторый недостаток нефтепродуктов ощущают только северные регионы. Создан оперативный штаб. Проблему держат на контроле краевые власти. Напомним, вчера врио губернатора края Михаил Дегтярев подписал телеграмму на имя заместителя председателя Правительства РФ Александра Новака с просьбой принять меры по фиксации Хабаровским и Комсомольским НПЗ объемов реализации автомобильных бензинов через биржу за одну торговую сессию с учетом потребности дальневосточных регионов. Также в обращении акцентирована необходимость разработки нормативно-правового акта о субсидировании затрат на перевозку нефтепродуктов на Дальний Восток железнодорожным транспортом.