РОКОВОЙ РЕЙС
Утро 15 ноября 2017 года. Хабаровск. Немного морозно и облачно. Пассажиры проходят предполетный контроль, здороваются, обнимаются, обмениваются новостями - все как обычно. Все друг друга отлично знают, почти все они - жители небольшого поселка Нелькан на севере Хабаровского края. Другого пути, как по воздуху, туда нет, так что летают они часто и уже не переживают по этому поводу.
А чего переживать? Перелет чуть больше тысячи километров - четыре часа в воздухе на довольно комфортабельном Л-410, и дома. Кто-то в последний раз проверяет ручную кладь, что-то перекладывая из карманов перед досмотром, кто-то зевает и с нетерпением ждет возможности подремать в кресле авиетки. Психолог местной школы перепроверяет билеты на себя и четырехлетнюю Жасмину. Мама попросила переправить дочку к бабушке. Ничего необычного - все так делают.
В это же время Игорь Шумаков и Александр Зуев готовятся к полету, уточняют маршрут и погоду - север, он такой, всякое может случиться. Это один из самых опытных экипажей «Хабаровских авиалиний», для них мелочей не бывает. Диспетчеры сообщают, что Николаевск-на-Амуре, где должна была быть промежуточная посадка, не принимает - сильный снегопад.
Пассажирам сообщают, что рейс немного задерживается - ждут, когда установится погода в Нелькане, а вот посадки на побережье не будет. Планировалось заменить Николаевск Чумиканом, но уже в воздухе пилоты от этой идеи отказались - могло не хватить топлива. Так что приняли решение лететь прямиком в Нелькан.
В Хабаровске самолет заправлен и полностью готов к вылету, техники и пилоты последний раз проверяют все системы. Борт исправен и готов принять пассажиров. Их привозят на посадку - разрешение на вылет получено. Люди - их всего шесть человек - рассаживаются по креслам.
Ольга Лапонникова, очень щепетильный человек, тщательно пристегивает Жасмину к креслу, затягивая ремень безопасности. Не очень приятно, но придется потерпеть - правила есть правила. Включаются двигатели, через какое-то время самолет выруливает на полосу. Небольшой разбег, отрыв и набор высоты проходят в штатном режиме.

МАЛЕНЬКОЕ ЧУДО
Около часу дня в Нелькане встречают рейс из Хабаровска. Распогодилось - ветра почти нет, ясно, видимость отличная, температура -18 градусов. Диспетчер уже без радаров видит небольшую точку, которая постепенно разрастается в самолет, заходящий на посадку. В морозном воздухе хорошо слышно гудение пропеллеров. До полосы остается чуть меньше двух километров. Вдруг на высоте 150 метров самолет резко разворачивает в воздухе, и он камнем устремляется к земле. Удар. И несколько мгновений полной тишины. Люди просто не могут поверить в то, что только что произошло.
Кто на чем - кто на машине, кто просто бегом, хватая ртом раскаленный холодом воздух, разрывающий легкие, спасатели и аэродромные техники спешат к небольшому леску перед взлетной полосой, куда рухнул злополучный Л-410. В голове бьется мысль - может быть, живы? Разум говорит - это невозможно, но сердце верить ему отказывается. В Нелькане не так много жителей - все друг другу либо хорошие знакомые, либо родственники.
Шесть человек - четверо пассажиров и двое пилотов мертвы, но чудо все-таки произошло. Седьмая - маленькая Жасмина, тщательно пристегнутая к креслу погибшей сопровождающей и накрытая спинкой другого кресла, жива. Девочка плачет, у нее сломана нога, ушибы, но жизни ничего не угрожает. На руках ее выносят из разрушенного салона и отправляют в местную больницу.
Через несколько дней Жасмину вместе с бабушкой спецбортом МЧС переправят в Хабаровск и оставят под наблюдением врачей. Все обошлось, теперь девочка ходит в школу, у нее все в порядке, и она даже не боится летать. Ольга Лапонникова посмертно была награждена медалью «За спасение погибавших». Об этом ходатайствовали все жители поселка. Говорят, что когда спасатели вошли в салон, то увидели, что Ольга погибла, накрыв собой девочку. Так это или нет - уже неважно. Важно, что она так или иначе спасла маленькую подопечную.

НЕБОЛЬШАЯ НЕИСПРАВНОСТЬ
Специалисты МАК выяснили, что причиной катастрофы в Аяно-Майском районе стала небольшая неисправность нового по сути самолета. Сработал датчик, и в полете у правого двигателя досрочно включился режим реверса. (Именно при помощи реверса самолеты гасят скорость на земле.)
После изучения «черных ящиков» все подозрения с пилотов были сняты (поначалу одной из версий была ошибка экипажа), высококлассные специалисты до последнего пытались бороться за жизни своих пассажиров, но высота была слишком маленькой - ничего сделать не удалось.
Игоря Шумакова и Александра Зуева посмертно наградили орденом Мужества. Похоронены они на центральном кладбище Хабаровска. Чуть позже их имена были присвоены двум самолетам Л-410 «Хабаровских авиалиний».
Что касается самого аэроплана, полеты на этом типе самолетов были приостановлены, пока производитель не устранил найденную неисправность. Жители Нелькана все так же продолжают летать в свой поселок и каждый год вспоминают погибших в авиакатастрофе родственников и чудо с маленькой Жасминой.