Так уж сложилось, что собственного городского автобусного парка в Хабаровске нет. Перевозки осуществляют частные подрядчики, на собственном транспорте и на собственных условиях. Систематическая индексация стоимости проезда всегда становится поводом для общественных волнений, однако все кончается, как в мультфильме про поросенка Фунтика, где «дети плачут, а родители - платят».
«Повышение стоимости проезда перевозчики объясняют увеличением стоимости топлива, ГСМ, запасных частей, необходимостью обновления транспорта, индексации заработной платы работникам транспортных предприятий, расходами на электроэнергию», - объясняют позицию перевозчиков в администрации.
Отдельно отмечают факты роста цен на новые автобусы. ПАЗ «Вектор», который покупают для работы на маршрутах, где нужны машины малого класса, стоит 8 - 8,5 миллиона рублей, это почти в два раза больше, чем в 2023 году. Большие автобусы, несмотря на наличие в регионе собственного сборочного комплекса «Амурбас», также не стали доступнее. Впрочем, если посмотреть на городские улицы, становится ясно - новые автобусы настолько дороги, что существуют преимущественно в аргументации повышения цен за проезд.
- Автобус ООО «Филимонов», 29 маршрут. Похоже, самое новое, что здесь есть - ценник в 50 рублей. Грязный, холодный, старый, страшный! Как такое вообще на маршрут выпускают? Ужас! - так комментирует состояние машины один из подписчиков телеграм-канала «МК в Хабаровске».
А пассажиры одного из автобусов компании «Пять звезд» вообще прокатились с открытой дверью.
- Автобус 25 маршрута с неисправными дверями возит пассажиров в Хабаровске. Стоимость проезда в нем, кстати, 55 рублей, - говорится в сообщении.
К «Пяти звездам» у пассажиров масса претензий - и не только по качеству автобусов, но соблюдению графиков. На их несоблюдение жалуются пользователи маршрутов №№ 40, 24, 56 и 10. Похожие проблемы у перевозчиков на маршруте № 30, где работает всего одна машина, №№ 29К, 33, 52 и 88. Есть претензии и к недавно переданному в частные руки маршруту № 1. Вот что пишут подписчицы телеграм-канала «МК в Хабаровске».
- Хочу пожаловаться на качество перевозок пассажиров. 11 февраля в 12:40 я вошла в автобус маршрута 1С, госномер у109хе, на остановке Калинина. Оплатив проезд, я двигалась в сторону выхода и остановилась возле дверей. На следующей остановке дверь резко, без звуковых предупреждений, открылась внутрь и ударила меня в лоб. Я сначала от удара растерялась, потом посмотрела на дверь, на дверях не было предупреждающих надписей о том, что они открываются внутрь. Я нечастый пассажир автобусов, сейчас новые машины, раньше двери отъезжали в сторону, я не могла знать, что они откроются внутрь. Я подошла к водителю и спросила, почему в автобусе нет таких надписей, сообщила о происшествии. Хочу заметить, что водитель был в наушниках, полностью закрывающих уши, это также нарушение правил перевозки. Он снял наушники и переспросил меня. После он стал мне грубить, говорить: «А че ты там встала? Жалуйся куда хочешь», начал употреблять нецензурные выражения в мою сторону, - жалуется одна пассажирка.
Вторая подписчица рассказывает, как с нее взяли двойную оплату.
- Хотелось бы пожаловаться на водителя автобуса маршрута № 1, который идет с улицы Ленина на улицу Серышева. Номер, к сожалению, не запомнила. Но он был на остановке «Знаменщикова» 16 февраля в 13:40, и следом за ним шел маршрут № 23. Жалоба состоит в том, что он взял с меня двойную оплату. Кассовый аппарат не выдавал чеки, и непонятно было, сработала карточка или нет. Я еще даже уточнила, не два ли раза я заплатила. На что получила отрицательный ответ. А когда пришла домой и увидела распечатку, оказалось, что меня все-таки обманули на 50 рублей. Хотелось бы увидеть какую-нибудь реакцию от соответствующих лиц, - сетует пенсионерка.
Кстати, проблему не выдающих чеки терминалов также отмечают довольно часто. А ведь чек - это документ, подтверждающий оказание услуги!
- Моя дочь возвращалась с занятий на автобусе 83-го маршрута. Оплатила картой, но водитель сказал, что платеж не прошел, и стал требовать наличные или перевод ему по номеру телефона. Дочь расплатилась наличными. Но ситуация в том, что с карты деньги списались тоже! Это безобразие! - возмущена подписчица.
И вишенка на этом сомнительном блюде - кадры, которые, как известно, решают все. Вот какой историей делится сотрудница хабаровского аэропорта.
- Я регулярно езжу на 35-м автобусе, утром после окончания смены. В это же время приходят борта из Москвы, Екатеринбурга и два международных рейса. По какой-то причине в 35-м маршруте установлена система, при которой вход осуществляется только в первую дверь, и на входе же осуществляется оплата. Представьте себе недоумение пассажиров, вынужденных с багажом пробираться по узкому проходу. Время стоянки сильно ограничено, водители подгоняют. Несколько раз я слышала от них нецензурную брать. Гостей Хабаровска встречают матом! Очень стыдно должно быть, - пишет женщина.
Перевозчики жалуются, что водители к ним не спешат.
- Последний десяток лет пассажиропоток снижается, люди пересаживаются на личные автомобили, мы теряем водителей - их переманивают на большие зарплаты. Уходят дальнобойщиками, вахтовиками, сейчас запрет на работу мигрантов ударит по предприятию. С момента, как губернатор озвучил, что с 1 февраля они не смогут работать в общественном транспорте, к нам не обратился по вопросу трудоустройства ни один человек. Пока не представляем, сможем ли выпустить все маршруты. А чтобы удержать людей, мы вынуждены повышать заработную плату. Для этого повышаем стоимость проезда. Ну, раз уж транспорт общественный, то платить за него должна общественность, - рассказал в ходе одного из заседаний городской общественной палаты руководитель компании-перевозчика «Пять звезд» Иван Новиков, котор в 2023 году показывала устойчивый рост выручки и чистой прибыли.
Добавим, по итогам того же 2023 года чистая прибыль ООО «Васильев», учредитель которого является также учредителем «Пяти звезд» увеличилась на 973%. Хочется спросить - а не за это ли платит общественность на самом деле?