Эксперт Потанин: ТОР - самый первый инструмент, нацеленный на ускоренное инвестиционное развитие регионов

Кандидат экономических наук прокомментировал инициативу расширения ТОР

Правительство РФ расширяет границы территории опережающего развития (ТОР) «Хабаровск» на Дальнем Востоке для реализации крупного инвестиционного проекта. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин, сообщается на сайте кабмина.

Кандидат экономических наук прокомментировал инициативу расширения ТОР
Михаил Потанин, доцент кафедры экономики и цифровых технологий Президентской академии в Хабаровске, кандидат экономических наук

В границы ТОР включены земельные участки и участки акватории Аяно-Майского и Тугуро-Чумиканского муниципальных районов Хабаровского края.

«Это позволит создать условия для запуска инвестиционного проекта по строительству угольного морского терминала и железной дороги, которая свяжет новый терминал с Эльгинским угольным месторождением в Якутии», - поясняется в сообщении.

Расширение границ ТОР позволит создать около 1,5 тысячи рабочих мест и привлечь порядка 89,5 миллиарда рублей частных инвестиций.

Территории опережающего развития - специальный инструмент развития, направленный на стимулирование приоритетных отраслей экономики и привлечение частных инвестиций в регионы. Компании - резиденты ТОР пользуются различными льготами и преференциями, в том числе сниженными ставками по налогам, страховым взносам, процедурой свободной таможенной зоны.

- Дальний Восток России уже более 10 лет является одним из лидеров по привлечению частных инвестиций, в три раза превышая среднероссийские темпы (2023/2022 - прирост 30%), чему в особенной мере способствуют действующие преференциальные режимы реализации инвестиционных проектов, прежде всего ТОР и СПВ, - пояснил доцент кафедры экономики и цифровых технологий Президентской академии в Хабаровске, кандидат экономических наук Михаил Потанин. - К началу октября в регионах Дальнего Востока таких проектов насчитывается почти три тысячи (2857 единиц) на сумму более девяти триллионов рублей с созданием 292,5 тысячи новых рабочих мест, из которых 4,22 триллиона уже фактически вложено в экономику регионов, создано 143 тысячи рабочих мест. Введено в эксплуатацию 836 новых производств.

Эксперт уточнил - если говорить о режиме ТОР, то это самый первый инструмент, нацеленный на ускоренное инвестиционное развитие регионов, который был запущен в 2014 году и в этом году отпраздновал свое десятилетие.

- Территория опережающего развития - территория с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности, в которой инвесторам предоставляются налоговые льготы, упрощенные административные процедуры, а также инфраструктура, построенная за счет государства. В частности, резиденты ТОР в течение первых пяти лет не платят налоги на прибыль и имущество. Льгота по земельному налогу устанавливается муниципальным образованием на срок 3-5 лет. Также для резидентов ТОР предусмотрены льготы по НДПИ: понижающий коэффициент на 10 лет (от 0 до 1). Взносы во внебюджетные фонды снижены с 30% до 7,6%. Кроме того, ТОР предлагает режим свободной таможенной зоны и право на получение в аренду земельных участков без проведения торгов, - рассказал преподаватель Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС.

Михаил Потанин напомнил, что на данный момент на Дальнем Востоке создано 16 ТОР:

  • Приморский край: ТОР «Михайловский» - сельское хозяйство, ТОР «Приморье» - логистика и промышленность, ТОР «Большой Камень» - судостроение и логистика, ТОР «Находка» - химия и нефтехимия.
  • Хабаровский край: ТОР «Хабаровск» - промышленность, логистика, деревопереработка и сельское хозяйство.
  • Еврейская автономная область: ТОР «Амуро-Хинганская» - сельское хозяйство, деревопереработка, пищевая промышленность и логистика.
  • Амурская область: ТОР «Амурская» - газохимия, логистика, промышленность и сельское хозяйство.
  • Республика Саха (Якутия): ТОР «Якутия» - обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство и логистика, ТОР «Южная Якутия» - добыча полезных ископаемых.
  • Чукотский автономный округ: ТОР «Чукотка» - добыча полезных ископаемых и сфера услуг.
  • Камчатский край: ТОР «Камчатка» - рыболовство и аквакультура, логистика и туризм.
  • Сахалинская область: ТОР «Сахалин» - туризм, сельское хозяйство, логистика, ТОР «Курилы» - рыболовство, аквакультура и туризм.
  • Забайкальский край: ТОР «Забайкалье» - добыча полезных ископаемых, деревопереработка и пищевая промышленность, ТОР «Краснокаменск» - промышленность.
  • Республика Бурятия: ТОР «Бурятия» - сельское хозяйство, производство, строительство, транспорт.

Эксперт Президентской академии в Хабаровске сообщил, что строительство Тихоокеанской железной дороги, связывающей высококачественные угольные месторождения Якутии и порты Хабаровского края, безусловно, знаковый капиталоемкий, трудоемкий транзитный проект. Использование инвестором мер государственной поддержки является с его стороны вполне логичным способом улучшить финансовую модель проекта, но является ли это оправданным с позиции региона, остается вопросом.

- С точки зрения вопросов региональной экономической безопасности выделяется ряд аспектов, требующих дополнительного прояснения. Во-первых, включение проекта в префрежим ТОР на завершающем этапе строительства, как минимум, не выступает решающим в отношении его физического завершения. В настоящее время официально озвучены планы по началу отгрузки угля до конца текущего года. Техническая готовность объектов, по официальным заявлениям, превышает 70%. Существовал ли реальный риск затягивания сроков реализации проекта без доппакета льгот и преференций - доподлинно неизвестно. В то же время сопоставление масштаба осуществленных инвестиций с планируемой экономией по налоговым платежам скорее говорит о вспомогательном эффекте, нежели чем о «выживании» проекта, - поделился представитель Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС.

Во-вторых, с учетом недавнего, что показательно, первого выступления вновь избранного спикера законодательного собрания края Николая Шевцова на парламентских слушаниях в Совете Федерации ФС РФ, в ходе которого была озвучена в адрес Валентины Матвиенко, а также Минфина России просьба рассмотреть возможность компенсации региональным бюджетам затрат, связанных с предоставлением налоговых льгот резидентам преференциальных режимов, тема выпадающих доходов от указанной поддержки инвесторов является злободневной, в том числе для Хабаровского края. При этом весьма интересно, что в соответствии с федеральным законом о создании ТОР любое изменение границ ТОР предлагается в Правительство РФ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минвостокразвития России) только в согласованном с регионом и заинтересованными муниципалитетами виде. Указанные обстоятельства фактически свидетельствуют о сложившемся дуализме в вопросах поддержки инвесторов и наполнения доходной части бюджета, прежде всего для выполнения широкого перечня социальных задач в интересах жителей края, который в данном случае решен в пользу инвестора следующим образом: «Помогать будем, но денег в бюджете лишних нет».

В-третьих, с точки зрения структуры рассматриваемого проекта не раскрыт ряд важных обстоятельств, которые проливают свет на реальную значимость проекта для социально-экономического развития края: откуда прибудет трудовой ресурс для проекта в объеме 1,5 тысячи человек, какая форма организации труда планируется к использованию (вахта или постоянное население), какая доля жителей края, конкретных районов края будет в общем числе задействованных работников, насколько были задействованы учебные заведения региона для подготовки будущих специалистов, какой будет уровень оплаты труда и в какой бюджет она попадет в конечном счете, исходя из фактической прописки работников (места постановки на налоговый учет и проживания семей)? Только раскрыв эти аспекты, мы можем оценить реальный вклад проекта в устойчивое развитие региона. По итогам таких оценок это может быть классический транзитный проект наподобие нефтепровода с минимальным вкладом в региональное развитие, вахтовым способом освоения на этапе эксплуатации, либо системообразующий проект с набором понятых социально-экономических последствий (эффектов) для конкретной локации и понятным местом в стратегии развития региона. Соответственно, льготная налоговая поддержка со стороны региона во втором типе проектов является более предпочтительной и обоснованной и не создает риски социальной напряженности. Следим за развитием событий.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру