В границы ТОР включены земельные участки и участки акватории Аяно-Майского и Тугуро-Чумиканского муниципальных районов Хабаровского края.
«Это позволит создать условия для запуска инвестиционного проекта по строительству угольного морского терминала и железной дороги, которая свяжет новый терминал с Эльгинским угольным месторождением в Якутии», - поясняется в сообщении.
Расширение границ ТОР позволит создать около 1,5 тысячи рабочих мест и привлечь порядка 89,5 миллиарда рублей частных инвестиций.
Территории опережающего развития - специальный инструмент развития, направленный на стимулирование приоритетных отраслей экономики и привлечение частных инвестиций в регионы. Компании - резиденты ТОР пользуются различными льготами и преференциями, в том числе сниженными ставками по налогам, страховым взносам, процедурой свободной таможенной зоны.
- Дальний Восток России уже более 10 лет является одним из лидеров по привлечению частных инвестиций, в три раза превышая среднероссийские темпы (2023/2022 - прирост 30%), чему в особенной мере способствуют действующие преференциальные режимы реализации инвестиционных проектов, прежде всего ТОР и СПВ, - пояснил доцент кафедры экономики и цифровых технологий Президентской академии в Хабаровске, кандидат экономических наук Михаил Потанин. - К началу октября в регионах Дальнего Востока таких проектов насчитывается почти три тысячи (2857 единиц) на сумму более девяти триллионов рублей с созданием 292,5 тысячи новых рабочих мест, из которых 4,22 триллиона уже фактически вложено в экономику регионов, создано 143 тысячи рабочих мест. Введено в эксплуатацию 836 новых производств.
Эксперт уточнил - если говорить о режиме ТОР, то это самый первый инструмент, нацеленный на ускоренное инвестиционное развитие регионов, который был запущен в 2014 году и в этом году отпраздновал свое десятилетие.
- Территория опережающего развития - территория с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности, в которой инвесторам предоставляются налоговые льготы, упрощенные административные процедуры, а также инфраструктура, построенная за счет государства. В частности, резиденты ТОР в течение первых пяти лет не платят налоги на прибыль и имущество. Льгота по земельному налогу устанавливается муниципальным образованием на срок 3-5 лет. Также для резидентов ТОР предусмотрены льготы по НДПИ: понижающий коэффициент на 10 лет (от 0 до 1). Взносы во внебюджетные фонды снижены с 30% до 7,6%. Кроме того, ТОР предлагает режим свободной таможенной зоны и право на получение в аренду земельных участков без проведения торгов, - рассказал преподаватель Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС.
Михаил Потанин напомнил, что на данный момент на Дальнем Востоке создано 16 ТОР:
- Приморский край: ТОР «Михайловский» - сельское хозяйство, ТОР «Приморье» - логистика и промышленность, ТОР «Большой Камень» - судостроение и логистика, ТОР «Находка» - химия и нефтехимия.
- Хабаровский край: ТОР «Хабаровск» - промышленность, логистика, деревопереработка и сельское хозяйство.
- Еврейская автономная область: ТОР «Амуро-Хинганская» - сельское хозяйство, деревопереработка, пищевая промышленность и логистика.
- Амурская область: ТОР «Амурская» - газохимия, логистика, промышленность и сельское хозяйство.
- Республика Саха (Якутия): ТОР «Якутия» - обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство и логистика, ТОР «Южная Якутия» - добыча полезных ископаемых.
- Чукотский автономный округ: ТОР «Чукотка» - добыча полезных ископаемых и сфера услуг.
- Камчатский край: ТОР «Камчатка» - рыболовство и аквакультура, логистика и туризм.
- Сахалинская область: ТОР «Сахалин» - туризм, сельское хозяйство, логистика, ТОР «Курилы» - рыболовство, аквакультура и туризм.
- Забайкальский край: ТОР «Забайкалье» - добыча полезных ископаемых, деревопереработка и пищевая промышленность, ТОР «Краснокаменск» - промышленность.
- Республика Бурятия: ТОР «Бурятия» - сельское хозяйство, производство, строительство, транспорт.
Эксперт Президентской академии в Хабаровске сообщил, что строительство Тихоокеанской железной дороги, связывающей высококачественные угольные месторождения Якутии и порты Хабаровского края, безусловно, знаковый капиталоемкий, трудоемкий транзитный проект. Использование инвестором мер государственной поддержки является с его стороны вполне логичным способом улучшить финансовую модель проекта, но является ли это оправданным с позиции региона, остается вопросом.
- С точки зрения вопросов региональной экономической безопасности выделяется ряд аспектов, требующих дополнительного прояснения. Во-первых, включение проекта в префрежим ТОР на завершающем этапе строительства, как минимум, не выступает решающим в отношении его физического завершения. В настоящее время официально озвучены планы по началу отгрузки угля до конца текущего года. Техническая готовность объектов, по официальным заявлениям, превышает 70%. Существовал ли реальный риск затягивания сроков реализации проекта без доппакета льгот и преференций - доподлинно неизвестно. В то же время сопоставление масштаба осуществленных инвестиций с планируемой экономией по налоговым платежам скорее говорит о вспомогательном эффекте, нежели чем о «выживании» проекта, - поделился представитель Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС.
Во-вторых, с учетом недавнего, что показательно, первого выступления вновь избранного спикера законодательного собрания края Николая Шевцова на парламентских слушаниях в Совете Федерации ФС РФ, в ходе которого была озвучена в адрес Валентины Матвиенко, а также Минфина России просьба рассмотреть возможность компенсации региональным бюджетам затрат, связанных с предоставлением налоговых льгот резидентам преференциальных режимов, тема выпадающих доходов от указанной поддержки инвесторов является злободневной, в том числе для Хабаровского края. При этом весьма интересно, что в соответствии с федеральным законом о создании ТОР любое изменение границ ТОР предлагается в Правительство РФ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минвостокразвития России) только в согласованном с регионом и заинтересованными муниципалитетами виде. Указанные обстоятельства фактически свидетельствуют о сложившемся дуализме в вопросах поддержки инвесторов и наполнения доходной части бюджета, прежде всего для выполнения широкого перечня социальных задач в интересах жителей края, который в данном случае решен в пользу инвестора следующим образом: «Помогать будем, но денег в бюджете лишних нет».
В-третьих, с точки зрения структуры рассматриваемого проекта не раскрыт ряд важных обстоятельств, которые проливают свет на реальную значимость проекта для социально-экономического развития края: откуда прибудет трудовой ресурс для проекта в объеме 1,5 тысячи человек, какая форма организации труда планируется к использованию (вахта или постоянное население), какая доля жителей края, конкретных районов края будет в общем числе задействованных работников, насколько были задействованы учебные заведения региона для подготовки будущих специалистов, какой будет уровень оплаты труда и в какой бюджет она попадет в конечном счете, исходя из фактической прописки работников (места постановки на налоговый учет и проживания семей)? Только раскрыв эти аспекты, мы можем оценить реальный вклад проекта в устойчивое развитие региона. По итогам таких оценок это может быть классический транзитный проект наподобие нефтепровода с минимальным вкладом в региональное развитие, вахтовым способом освоения на этапе эксплуатации, либо системообразующий проект с набором понятых социально-экономических последствий (эффектов) для конкретной локации и понятным местом в стратегии развития региона. Соответственно, льготная налоговая поддержка со стороны региона во втором типе проектов является более предпочтительной и обоснованной и не создает риски социальной напряженности. Следим за развитием событий.