Эксперт: «Отечественные автомобили не по карману жителям Хабаровского края»

Экспорт автомобилей из стран АТР на Дальний Восток растет

Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения. Эта крылатая фраза Остапа Бендера уже давно переросла из разряда шутки в унылую констатацию факта. По данным «Автостата» на конец первого квартала 2024 года, личный транспорт имеет каждый третий дальневосточник. Причем это  машины преимущественно производства стран АТР.

Экспорт автомобилей из стран АТР на Дальний Восток растет
Эксперт: «Отечественные автомобили не по карману жителям Хабаровского края»

Несмотря на санкции, рынок японских подержанных автомобилей в Приморье и Хабаровском крае устоял. Иномарки из Страны восходящего солнца остаются в приоритете по многим причинам. Это и надежность, характерная для японского автопрома, и соотношение цены и качества, и наличие автосервисов и специалистов, знакомых с такой техникой, и просто сила привычки. И, конечно, сама цена. На авторынках вполне приемлемые предложения можно найти за 300-400 тысяч рублей. А цены на новые автомобили у дилеров стартуют от полутора миллионов.

Существенно выросло количество транспорта, ввозимого из Китая. И если раньше это была преимущественно спецтехника или автобусы, то теперь можно говорить именно о личных автомобилях. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на главное таможенное управление КНР, за первый квартал из Китая в Россию было ввезено легковых автомобилей на $2,3 миллиарда (+30,7% г/г), за второй квартал - на $3,9 миллиарда (+38,4%). В июне объем их поставок в Россию составил $1,36 миллиарда, превысив результат мая на 2%, и был самым высоким с ноября 2023 года, когда аналогичный показатель был на уровне на $1,38 миллиарда. Экспорт легковых автомобилей из КНР в Россию помесячно растет четвертый месяц подряд. При этом речь идет как о новых, так и о подержанных моделях. По количеству продаж в Хабаровском крае и Приморье «китайцы» уступают «японкам» - несмотря на довольно демократичный ценник, покупатель относится к новинкам насторожено.

Ценник на подержанные автомобили может быть весьма умеренным

Что же до отечественного автопрома, то он проигрывает иномаркам практически по всем фронтам. Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и цифровых технологий Президентской академии в Хабаровске, председатель общественного совета комитета государственного финансового контроля правительства Хабаровского края Марина Ковалева объясняет, существует ряд проблем, которые мешают российскому автопрому быть в числе мировых лидеров: бюрократические вопросы и коррупция, недостаток инновационных технологий, отсутствие высококвалифицированных специалистов.

- Результаты опроса агентства «Автостат» указали, что 25% россиян планируют сменить автомобиль в этом году. В то же время в три раза снизилась доля жителей страны (с 5,1% до 1,7%), которые думают отказаться от эксплуатации личного авто из-за дороговизны его содержания и обслуживания. Увеличилось количество людей, желающих поменять автомобиль, но пока они не имеют финансовых возможностей. Сегодня приобрести новую машину может себе позволить лишь каждый пятый россиянин, потому что покупательная способность значительно снизилась. В 2013 году данную покупку мог себе позволить каждый третий. Следовательно, оживление рынка в таком формате не соответствует сложившимся представлениям, а призывает к осторожным обдуманным действиям, - сообщила эксперт. - Поэтому легко объяснить повышенный интерес жителей к автокредитам. Заметно наращиваются темпы кредитования граждан на покупку автомобилей. Российские банки в первом полугодии этого года выдали около 1,2 триллиона рублей в виде автокредитов, это почти вдвое больше показателя аналогичного периода 2023-го. За шесть месяцев 2024 года в России реализовали 773 тысячи автомобилей. С марта наметилась негативная тенденция снижения продаж. На первый взгляд, ситуация выглядит оптимистично, и к декабрю возможно ожидать объема продаж до 1,5 миллиона машин.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и цифровых технологий Президентской академии в Хабаровске, председатель общественного совета комитета государственного финансового контроля правительства Хабаровского края Марина Ковалева

Марина Ковалева подчеркнула, что Lada остается самой популярной маркой в России с ценой в сегменте до 1,5 миллиона рублей. За полгода продажи составили 207 тысяч автомобилей. И доля «АвтоВАЗа» приблизилась к отметке в 29%, а в 2019 году была равна 22%. Производство автомобилей Lada в первом полугодии 2024 года выросло на 73% и составило 235,8 тысячи авто.

- Умеренный рост продаж показывают автомобили марок Lada Vesta, Lada Granta. И эти процессы предсказуемы, потому что модели являются популярными среди россиян на западе страны, где автомобили отечественного производства более востребованы, - рассказала доцент кафедры экономики и цифровых технологий Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС. - В дальневосточном регионе, в частности, в Хабаровском крае, жители не торопятся на них пересаживаться. Жители ДВ не привыкли жить без японских машин. Отметим, что в последнее время дальневосточники стали приобретать китайскую технику. Нельзя сказать, что это носит массовый характер, скорее это «пробные испытания». География ввоза авто физическими лицами сохраняется в прежнем виде: Япония, Южная Корея, Китай.

Вопросы кредитования решают на месте продажи

Эксперт отмечает, что в Хабаровском крае спрос на китайские автомобили растет. Самые ходовые марки - Changan, Chery, Geely. Аналитики всероссийского автомобильного портала зафиксировали взлет продаж «китайцев» с пробегом. И сразу можно наблюдать увеличение цен на подержанные авто. В настоящее время удорожание составляет около 200 тысяч рублей. В нашем регионе существенно сократился ассортимент автомобилей сегмента массмаркета: во многих салонах представлены машины премиального класса.

- В Хабаровске выросло количество китайских и корейских авто. Многие жители увидели в них больше удобства, доступности и преимуществ при оптимальном приоритетном сочетании «безопасность - цена - качество», обращая внимание на современные требования экологической составляющей автомобилей. Актуальные вопросы повышения качества жизни и роста благосостояния жителей края пока не позволяют отказаться от иностранных автомобилей в пользу отечественных, - уверена Марина Ковалева.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру