Уже в конце этого года Хабаровск вернет себе звание авиастолицы Дальнего Востока

С открытием нового международного терминала Хабаровский край получит самый большой аэрокомплекс региона

С открытием нового международного терминала Хабаровский край получит самый большой аэрокомплекс региона
Уже в конце этого года Хабаровск вернет себе звание авиастолицы Дальнего Востока

Серые стены, бетонные полы, не прикрытая ничем вентиляция на потолке, кое-где доски вместо перил - пока так выглядит международный терминал нового аэропорта в Хабаровске. Впрочем, представить его облик в ближайшем будущем совсем несложно. Достаточно посмотреть на действующий терминал внутренних авиалиний. Здесь все будет так же - и в плане планировки, и в плане отделки. Единственные различия будут связаны с размещением зоны таможенного досмотра, но, как обещают строители, отличие будет минимальным.

Смотрим фотографии нового международного терминала Хабаровского аэропорта

Смотрим фотографии нового международного терминала Хабаровского аэропорта

Смотрите фотогалерею по теме

Все это сделано прежде всего для удобства пассажиров. Человек, впервые зайдя сюда, не должен гадать, где что находится, не должен испытывать стресс. Все должно быть привычно и знакомо. Зайти, кстати, можно будет прямо из соседнего терминала, не выходя на улицу. Когда объект сдадут, Хабаровск снова обретет звание авиастолицы Дальнего Востока. Пока его (звание) удерживает Южно-Сахалинск со своей новенькой с иголочки воздушной гаванью площадью 47 тысяч квадратных метров. В Хабаровске аэровокзальный комплекс разместится на территории почти в пять гектаров, и это будет самый большой аэропорт в регионе.

«Мы вышли на финишную прямую в реализации нашего проекта. Фактически до завершения работ осталось менее четырех месяцев. Работы снаружи практически завершены, все инженерные системы и коммуникации сделаны. Осталось только наружное благоустройство, плитка, асфальт. Внутри практически все грязные строительные работы завершены, осталась чистовая отделка. Монтаж инженерного оборудования практически завершен - это вентиляция, кондиционирование, система пожаротушения и водоотведения. Заканчивается монтаж отдельных частей инженерного оборудования, и мы приступили к монтажу технологического оборудования, которое в данный момент поставлено на строительную площадку», - рассказывает Ярослав Аширов, председатель совета директоров АО «Хабаровский аэропорт».

Большая часть оборудования уже доставлена в Хабаровск, остался монтаж и настройка

Самый крупный - это не для красного словца. Смотрите сами: после сдачи международного терминала, а это пять этажей, включая один подземный, его пропускная способность составит 600 пассажиров в час. Здесь будет 11 стоек регистрации, семь лифтов, семь эскалаторов, два телетрапа, 30 кабин паспортного контроля, двухуровневая система обработки багажа мощностью 600 единиц в час. Общая пропускная способность аэровокзального комплекса составит 1800 пассажиров в час. Стоимость - 6,1 миллиарда рублей.

«Терминал строится с помощью преференциального режима территории опережающего развития (ТОР). Как резидент ТОР «Хабаровск» инвестор получает налоговые преференции и административную поддержку. Проект реализуется при финансовой поддержке ВЭБ.РФ, включая льготное финансирование - субсидию на реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории Дальнего Востока и Арктики. Также за счет средств федерального бюджета на техническое оснащение воздушного пункта пропуска. Поддержка ВЭБ.РФ обеспечила проекту дополнительную устойчивость и ускорила его реализацию», - неоднократно отмечал Алексей Чекунков, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Еще раз повторим: архитектурно-строительная конфигурация международного терминала полностью соответствует терминалу внутренних авиалиний и формирует единый технологический и производственный комплекс.

«Обеспечена интеграция пассажиров внутренних авиалиний и международных пассажиров для того, чтобы они могли свободно перетекать из одного терминала в другой. Также организована единая привокзальная площадь и осуществлена общая производственная и интеграция по зоне прилета, таким образом, чтобы пассажиры с внутренних авиалиний могли без проблем пересаживаться на международные рейсы и наоборот. С вводом аэровокзального комплекса его общая площадь превысит 48 тысяч квадратных метров, и он станет самым крупным на Дальнем Востоке. Его пропускная способность составит 1800 пассажиров в час», - отметил Ярослав Аширов.

«Грязные» строительные работы в новом здании международного терминала завершены

Разумеется, как и любое крупное строительство, особенно в нынешние времена, когда идет беспрецедентное санкционное давление на нашу страну, не обошлось без сложностей. Особенно с поставками технологического оборудования. Изначально контракты заключались с одними поставщиками, но уже в ходе работы пришлось подыскивать других партнеров.

«Например, что касается эскалаторов и лифтов, то мы должны были использовать оборудование финской компании Kone. Контракт был заключен, был оплачен аванс. В 2022 году нам было отказано в поставке оборудования, контракт был разорван, аванс возвращен. Оперативно была проведена работа по поиску альтернативных поставщиков. Мы нашли китайскую компанию. Сейчас подавляющая часть инженерного оборудования нового международного терминала - китайского производства. Причем речь идет о лидерах рынка, продукция которых успешно эксплуатируется во многих аэропортах мира. За последнее время китайские компании сильно выросли и в качестве продукции, где-то даже обогнав старых европейских, японских и американских производителей. Сегодня это ведущие мировые бренды китайского происхождения. Несмотря на сложности, в том числе и в проведении платежей, большая часть оборудования уже доставлена в Хабаровск, находится на площадке, и мы приступаем к монтажу», - отметил председатель совета директоров АО «Хабаровский аэропорт».

Объект будет готов уже к концу этого года

Что характерно, на стоимости проекта это никак не отразилось - общий бюджет так и остался в пределах 6,1 миллиарда рублей. Не изменились и сроки окончания строительства. Объект, в том числе и благодаря генеральному подрядчику, все так же планируется сдать в четвертом квартале 2024 года.

«Уже доставлено и ждет начала монтажа досмотровое оборудование Nuctech, которое отлично зарекомендовало себя во многих аэропортах, в том числе во Внуково, Сочи, Краснодаре. Речь идет о 18 интроскопах и аппаратном комплексе FLEXONE. Смонтированы системы вентиляции и кондиционирования. Начат монтаж первого из семи эскалаторов Brilliant Elevator, это один из ведущих производителей вертикального транспорта в Китае. На подходе оставшиеся эскалаторы и семь лифтов этого же производителя. Телетрапы CIMC TIANDA: продукция этой компании сегодня занимает 40 процентов мирового рынка - около шести тысяч телетрапов в 300 аэропортах мира, еще в производстве и планируются к доставке в третьем квартале этого года», - подчеркнул Ярослав Аширов.

Сейчас готовность объекта, по оценкам специалистов, приближается к 80 процентам.

«Сложности, конечно, были. Главная - строительство велось в условиях работающего объекта, ну и локация доставляет трудностей - на Дальнем Востоке иногда возникают проблемы с логистикой. Мы работаем по утвержденной программе, согласованной с заказчиком, и на сегодняшний день даже немного опережаем график. Сейчас нам ничего не мешает закончить работу вовремя - все есть. Все основное оборудование на месте, все отделочные материалы, ограждающие конструкции уже на месте. Я уверен, что мы сдадим объект, как и планировали. У нас в этой отрасли огромный опыт. Среди наших проектов - аэровокзалы в Симферополе, Пулково, работаем в Краснодаре, да практически во всех регионах России», - поделился Карлос Абреу Дуарте, генеральный директор и сооснователь компании DBC Consultants.

Важно понимать, что четвертый квартал этого года - это срок окончания строительства. А вот первые пассажиры смогут воспользоваться новым терминалом только в первом квартале 2025 года. Предстоит еще получить заключение о соответствии, акт ввода объекта в эксплуатацию и подписать акт приема-передачи. Это что касается, собственно, строительной части. В конце 2024 года планируется, что будет завершено оборудование пограничных пунктов пропуска, и в первой половине 2025 года их примут в эксплуатацию.

Старое здание международного терминала тоже сохранится

«Мы очень надеемся, что с вводом в эксплуатацию нового аэровокзального комплекса международных авиалиний будут сняты существующие сложности и проблемы, связанные с обслуживанием пассажиров, вылетающих за рубеж. Старый аэровокзал международных авиалиний был построен в 1992 году. Его площадь в четыре, а пропускная способность в три раза меньше нового. С вводом нового аэровокзала, во-первых, будет повышено качество обслуживания пассажиров - им не придется находиться в стесненных условиях, во-вторых, будет снято ограничение, которое связано с одновременным обслуживанием нескольких самолетов и по вылету, и по прилету, и третье - это развитие программы международных авиаперевозок, которая, как мы надеемся, в ближайшие годы будет осуществлена. Задел есть, пропускная способность нашего аэровокзала позволяет обслуживать около миллиона пассажиров в год. Будем расти вместе, развивать международные перевозки, главное, чтобы мы их сделали максимально доступными и удобными для наших пассажиров. А дальше уже дело за авиакомпаниями и развитием связей со странами Юго-Восточной Азии», - отметил заказчик строительства.

В правительстве Хабаровского края неоднократно отмечали значимость нового аэропорта для развития как региона, так для дальневосточных территорий в целом.

«Объект знаковый, долгожданный. Хабаровчане и все дальневосточники, кто летает за рубеж через Хабаровск, ждут запуска в эксплуатацию международного терминала. В целом развитие маршрутной сети стоит в повестке дня министерства туризма, министерства экономического развития края. Мы уже летаем в Китай, Таиланд. Готовятся к запуску маршруты: Филиппины, Вьетнам, Монголия и другие страны АТР», - подчеркивал еще в конце прошлого года, во время посещения объекта, губернатор Хабаровского края.

Кстати, старое здание международного терминала сносить не будут, оно еще пригодится. Пока будет выполнять функцию авиационного объекта. Там будет располагаться часть офисов государственных контролирующих органов. По мере роста пассажиропотока его можно использовать, как, например, транзитный зал - все необходимое оборудование там останется.

Смотрим фотографии нового международного терминала Хабаровского аэропорта

Смотрим фотографии нового международного терминала Хабаровского аэропорта

Смотрите фотогалерею по теме

Читайте также: От творчества до аэропорта: ВЭБ и АСИ поддержат приоритетные проекты Хабаровска

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру