Крах РАТЭК: крупный российский грузоперевозчик скоро может уйти с рынка

Собственники одного из крупнейших в России грузоперевозчиков РАТЭК всеми силами стараются найти деньги, чтобы спасти своё предприятие

09.09.2018 в 09:20, просмотров: 1430
Крах РАТЭК: крупный российский грузоперевозчик скоро может уйти с рынка

Собственники одного из крупнейших в России грузоперевозчиков РАТЭК всеми силами стараются найти деньги, чтобы спасти своё предприятие. Такая информация не так давно появилась благодаря источникам в банковских кругах. Опасаясь блокировки счета за неуплату налогов и зарплаты, менеджеры пытаются увести текущие поступления на другие юрлица. Однако, несмотря на все старания, мало кто сейчас верит в возрождение оператора.

Сейчас положение РАТЭК можно оценитьблагодаря открытой информации. Например, перебои в работе филиалов, невыплаты зарплат сотрудникам, резкое уменьшение клиентской базы, а также множество претензий к компании в судах. Если не случится чуда, то РАТЭК вполне может пойти по пути другой аналогичной организации – “Автотрейдинга” – которая прекратила своё существование в 2015-м году. Вот такую безрадостную картину рисуют сейчас эксперты.

Компания РАТЭК ведёт свою историю на российском рынке вот уже 20 лет. За это время грузоперевозчик успел обрасти более чем 120-ю филиалами как в нашей стране, так и в соседнем Казахстане. РАТЭК имела миллиардные обороты по счетам. Однако, если верить официальной отчетности компании, размещенной в базе СПАРК, управлялся этот крупный бизнес очень плохо.

Удивительно, почему собственники РАТЭК на протяжении весьма продолжительного времени мирились с таким положением вещей. Фактически, если верить цифрам, акционеры занимались чистой благотворительностью – ведь, например, разница между выручкой и себестоимостью услуг в 2016-м и 2017-м годах составляла по 20 миллионов рублей. Так, например, при выручке в 2016 году в 3,4 миллиарда рублей чистая прибыль составила всего 385 тысяч (0,01% от выручки), а в 2017 году при выручке 3,3 миллиарда финансовым результатом и вовсе стал чистый убыток в 11,8 миллиона рублей.

Естественно, ни о какой значительной собираемости налогов в госбюджет в данном контексте говорить не стоит. Например, налог на прибыль в 2016-м году у РАТЭК составил всего 77 тысяч рублей, а в 2017-м соответственно – круглый ноль. Фискалы в нынешнее нелегкое для страны время такого крупному бизнесу не прощают. Хотя партнеров и клиентов оператора текущее положение дел тоже вряд ли обрадует. Так, государство обратило внимание на обеление рынка в целом и отрасли грузоперевозок в частности.

Например, по данным ЦБ, грузоперевозки входят в ТОП-3 наиболее проблемных отраслей с точки зрения уклонения от уплаты налогов. Представители ФНС также относят транспортную логистику к зоне повышенного внимания. В результате клиенты и контрагенты пошли защищать свои права в судах (в том числе в 2017 году РАТЭК стал ответчиком по 53 искам на сумму 22 миллиона рублей, а за часть 2018 года - уже по 90 искам на сумму 89 миллионов рублей), а кредиторы - подавать иски о банкротстве по факту задержек платежей за оказанные услуги.

Что касается арбитражных судов, то на сегодняшний день в их базе числится порядка 400 дел, в которых РАТЭК фигурирует в качестве ответчика. Сейчас компания завалена исками от субподрядчиков на суммы от 1 до 3 миллионов рублей. Губят компанию также не только внешние проблемы, но и внутренние. Так, не желающие войти в положение компании сотрудники самым возмутительным образом жаловались в Роструд как на "серые" зарплаты, так и на невыплаты заработных плат. В итоге Роструд в 2017-2018 годах провел в компании 12 внеплановых проверок, а выплатить сотрудникам зарплату в ряде случаев перевозчика вынуждала и прокуратура. На данный момент компания испытывает проблемы с выплатой не только зарплат, но и арендной платы.

Получается, чтолибо собственники сокращают издержки, либо на поддержание нормальной работы филиалов просто не хватает денег. Источники в банковских кругах сообщают, что топ-менеджеры РАТЭК ищут возможности кредитования для спасения компании, но ввиду значительного объема обязательств и недостаточности ликвидных залогов кредитные организации не готовы предоставлять финансирование клиенту с высокой степенью риска невозврата. Уход с рынка одного из крупнейших игроков будет выгоден, в частности, перевозчикам ПЭК, "Деловые линии", КИТ, ТК Энергия, которые уже делят бегущих клиентов РАТЭКа. Не исключено бегство за рубеж владельцев РАТЭК (по данным СПАРК, это граждане Дмитрий Малахов и Сергей Цыплаков) - им будет сложно внятно объяснить, как финансовые результаты своей компании, так, вероятно, и экономическую целесообразность ряда сделок. Напомним, владелец ООО "ЛидерТранс" Михаил Устюжанин, компания которого также показывала странные финансовые результаты, по некоторым данным, уже уехал из страны.

По информации экспертов рынка, клиенты стали уходить в другие ТК, забирая свой груз со складов РАТЭКа, который попросту не вывозится. И гарантий по срокам исполнения вывоза никто не дает. Однако больше всего от данной ситуации страдают не грузоотправители, а наемные перевозчики, которые оказывали услуги на субподряде у РАТЭКа. Отсрочка платежей и так достигала нескольких месяцев, а в сложившейся ситуации финансовых проблем - платить премию транспортникам просто не из чего. К тому же при банкротстве первыми средства получат налоговые органы и работники, а "наемники" останутся в конце паровоза.

Напомним, что первым громким уходом на рынке перевозок отметилась компания "Автотрейдинг" еще в 2015-м году. Сеть перевозчика насчитывала 105 филиалов по всей стране, обеспечивая доставку грузов более чем в 3500 населенных пунктов от Калининграда до Владивостока. За несколько месяцев до краха компанию завалили иски клиентов, поскольку перевозчик перестал выполнять свои обязательства перед заказчиками, а его филиалы в разных городах оказались закрыты. Аналогии прослеживаются сами собой: как в части клиентов, так и партнеров, и режима работы отделений. Похоже, что очередной "хлопок дверью" - с миллионными долгами и сотнями обманутых контрагентов - не за горами…