В Хабаровске с гастролями побывал уникальный театра из Санкт-Петербурга

Зрители увидели три спектакля на двух театральных площадках

Уникальный театр из Санкт-Петербурга «Кукольный формат» (КУКФО) порадовал хабаровских зрителей необычными постановками. Театр привёз три своих лучших спектакля, ставших победителями фестивалей различного формата. А начались гастроли в краевом театре кукол забавной историей «Вафельное сердце» (6+).

Зрители увидели три спектакля на двух театральных площадках
фото Ирина Климченко
Содержание:

Слово о куклах и спектаклях

«Вафельное сердце» – рассказ о двух сорванцах, живущих в норвежской деревушке в бухте Щепки-Матильды, созданный по мотивам одноимённой повести Марии Парр. Девятилетний Трилле и его соседка и одноклассница Лена Лид бурлят разными идеями, которые им очень хочется воплотить в жизнь. Только вот при реализации своих фантазий они частенько попадают в очень опасные ситуации.

Вы только представьте. Первый день лета. Начались каникулы и… свобода! Когда можно делать всё, что хочется! Например, построить канатную дорогу, испытать которую вызвалась Лена. И, конечно же, грохнулась. А чего стоит идея сделать из катера дедушки Ноев ковчег? Друзья принесли туда кроликов и кур, разных насекомых и червячков. И даже корову…

Конечно, мама и папа Трилле были не в восторге от проказ своего чада. А за Лену переживала только мама, потому что папы у неё не было. И девочка решила дать объявление: «Возьму в добрые руки папу…».

Конечно, у детей есть добрый дедушка, который потакает их шалостям, и даже Баба-тётя, которая ведёт кулинарный блог и прямо на сцене делает тесто для вафель.

Во время спектакля все очень переживали за маленьких героев и всё-таки не могли удержаться от смеха. Маленькие зрители «брали на заметку» шалости, а взрослые – узнавали себя.

- Удивительный спектакль. Очень тонкий юмор и просто море доброты. Мы с подругой привели своих детей. Но, честно говоря, почти всё время вспоминали своё детство. Мы с детского сада дружим, тоже всякое было. Даже «канатная дорога». Верёвка порвалась, когда я перелезала по ней с одного дерева на другое, шрам на плече до сих пор остался, - поделилась хабаровчанка Валентина Удалова. – И хочется отметить великолепную игру актёров. Порой, просто забываешь, что ты в театре кукол, настолько неотделимы друг от друга люди и куклы.

В этом спектакле заняты всего два актёра театра КУКФО – Кирилл Смирнов и Ольга Донец. Они играют не только множество «кукольных» ролей, но и живых героев.

фото Ирина Климченко

Куклы в этом спектакле – штоковые марионетки. И управляются они не нитями, а металлическими палочками (штоками). Но Кирилл и Ольга не управляют. Они живут вместе со своими героями.

Не менее впечатляющими для хабаровчан стали и спектакли «Ромео и Джульетта» (12+) и «Птифуры. Бабушки» (12+). Последний – лауреат премий «Золотой софит» (2018 г.) и «Золотая маска» (2019 г.).

Птифуры – маленькие пирожные. Такими же маленькими оказались и разные истории про разных бабушек – городских и деревенских, с собачками и зонтиками, даже на коньках. Смешные, но, по большей части, грустные истории звучат в коротких стихах и песенках Эдварда Лира, Самуила Маршака, Даниила Хармса, Генриха Сапгира и Олега Григорьева.

Своим спектаклем театр рассказывает зрителю, что дедушки и бабушки бывают очень беззащитными, и им очень нужно наше внимание.

«Ромео и Джульетта» – всем известная трагедия Шекспира, рассказывающая о любви юноши и девушки из двух враждующих родов Монтекки и Капулетти.

Эта сказка о вечной любви интересна не только игрой актёров, но тем, что театр КУКФО представил её куклами совершенно разного формата. Например, петрушечными. Они знакомы всем с детства. Их надеваются на руку, а актёр находится за ширмой. А ещё в спектакле используются «мимирующие» куклы (они тоже на руке, но в отличие от «петрушек» имитируют различные выражения лица) и куклы-«мотанки». «Мотанки» делают без иглы и ножниц – просто обматывают ткань нитками. В спектакле «Ромео и Джульетта» такие разные куклы выбраны не случайно – способы управления ими позволяют добиться особого эффекта в разных сценах, в том числе и боевых.

Санкт-Петербургский театр кукол не зря называется «Кукольный формат». Помимо того, что в спектаклях используются различные типы кукол, каждая из которых имеет свои особенности и способы управления, они ещё и совершенно разного размера.

– У нас оживают самые невероятные создания и размер при этом не имеет значения. Есть и крошечные персонажи, умещающиеся на ладони, и гигантские куклы высотой более четырёх метров. И все они способны петь, танцевать и даже испытывать настоящие чувства, - рассказала заместитель художественного руководителя театра КУКФО Христина Пасонец.

Слово о театре и актёрах

История театра началась в 2003 году, когда художник Анна Викторова решила создать свой творческий островок – авторский камерный театр.

- Сегодня Анна – и наш режиссёр, и наш художник, и вообще – самый главный человек в театре, - поделился актёр КУКФО Кирилл Смирнов. – Самым первым стал спектакль «Всадник CUPRUM» (12+). Это легенда о нашем городе, о нашем любимом Петербурге. Приезжайте к нам в конце мая, мы его играем на День города, или в конце октября – на день рождения нашего театра.

Стоит отметить тот факт, что в КУКФО большинство артистов – приходящие, они служат в разных питерских театрах. Да и своим помещением «Кукольный формат» обзавёлся всего-то десять лет назад. До этого – арендовали залы для репетиций, ездили с гастролями, таская реквизит, в буквальном смысле слова, на себе. В связи с этим актёры вспоминают разные курьёзные случаи. Зачастую они связаны с аэропортом, где служба безопасности частенько принимает необычный театральный реквизит за подозрительные предметы.

Приходилось объясняться и по поводу коллекции бутафорских кинжалов, и реалистичных сценических голов. Как-то и вовсе попросили пройти на дополнительный осмотр. Подозрительными предметами оказались «патроны» – болты от элементов декорации приняли за боеприпасы.

фото Ирина Климченко

Однажды, дабы облегчить актёрам и без того тяжёлую гастрольную жизнь, режиссёр решила отправить декорации одной курьерской службой, занимающейся доставкой грузов. Благо, что ехать недалеко – в Москву. Приезжают артисты в пункт назначения, а у фирмы этой – выходные. И билеты на все три спектакля проданы подчистую. Увы, никакие просьбы выдать реквизит не помогли. Пришлось «на коленке» за несколько часов до показа вырезать необходимые элементы из картона.

Но какие бы случаи не происходили в дороге, куда бы не приезжал «Кукольный формат», он неизменно производит фурор своими спектаклями, ломая ставшее привычным мнение, что театр кукол – только для детей.

Артисты вспоминают, как во время гастролей в Воронеже выступали в зале на 240 мест. И когда вышли на поклон, с удивлением увидели, что занимает его в основном взрослая публика, которая бурно аплодировала актёрам.

– Театр КУКФО –  семейный театр. Мы за то, чтобы вместе с детьми приходили мамы и папы. В отзывах взрослые нередко признаются: «Я вообще не хотел идти, думал, что куклы только для детей… Но нет, для взрослых». В результате – все в полном восторге. Так что наш театр – не только для малышей, – отметила актриса Ольга Донец.

Из Хабаровска Санкт-Петербургский театр направился во Владивосток. Эти самые дальние для «Кукольного формата» гастроли состоялись благодаря межрегиональному направлению программы «Большие гастроли» Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Росконцерт» согласно гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации.

- Мы долго думали, куда нам поехать, а потом решили так: написали названия городов на бумажках и кинули их в шапку. В прошлом году на «Больших гастролях» мы были на Урале. В этот раз посчастливилось попасть на Дальний Восток, - шутят артисты.

Хабаровский театр кукол тут же подхватил идею «шапки». Правда, наши кукольники честно признались, что кинут туда бумажку только с одним городом – Санкт-Петербург.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру